Французская революция XVIII в. оказала большое влияние на изучение римской истории, периода ранней Республики преимущественно. Характеризуя это явление.К. Маркс писал: <В классически строгих традициях Римской республики гла- диаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удер- жать свое воодушевление на высоте великой исторической траге- дии> '.
Несколько изменилось и общее направление исследований. Под влиянием произведений французских просветителей, в частности произведения Вольтера <Философия истории>, буржуазные историки XIX столетия уделяли внимание не только истории отдельных пра- вителей, но также и развитию самобытных черт отдельных народов. Изменилось и отношение к источникам. В результате работ ряда нидерландских и французских ученых, исследователи XIX в. стали подходить к изучению источников критически, дополняя и уточняя сведения, почерпнутые из произведений античных авторов, матери- алами археологических раскопок и этнографии. Первым исследователем, подошедшим подобным образом к изуче- нию древнеримской истории, был датчанин Бартольд Георг Нибур (1776-1831 гг.). Сын крупного ученого востоковеда, Б.Г. Нибур получил образование в Копенгагенском университете. В 1808 г. он был приглашен на службу в Пруссию; в 1810-1813 гг. преподавал в Берлинском, а в 1825-1830 гг. - Боннском университетах. Чи- тая курс Римской истории, Нибур, отказавшись от просто крити- ческого отношения к традиционному изложению древнейшей истории Рима, объяснял происхождение различных преданий, выдвигая по- ложение о существовании не дошедшего до нового времени римского эпоса. Нибур не только отрицал правильность повествования антич- ных историков о древнейшем периоде Римской истории, но пытался, опираясь на этнографические данные, методом аналогии восстано- вить картину развития событий. Основной труд Нибура <Римская история> т. 1-3, 1811-1832 гг.-остался незаконченным. Изло- жение римской истории доведено им до 241 г. до н.э. В последние годы жизни Нибур читал курс лекций по истории Греции и Рима в Бонне. Эти лекции были изданы, так же как и отдельные его статьи после его смерти. Метод изучения истории, разработанный Нибуром, оказал огромное влияние на его современников и последующих исто- риков. Его называют создателем историко-критического метода. Од- нако необходимо помнить, что Нибур завершил лишь выработку этого метода, опираясь на исследования нидерландских и француз- ских ученых XVII-XVIII вв. В первой половине XIX в. в Германии и других европейских странах появляются исследования по ранней истории Рима ряда историков, воспринявших методы исследования Нибура и поддержи- вавших выдвинутое им понимание ранней истории Рима или по- лемизировавших с ним. Наиболее видными из продолжателей Ни- бура были Теодор Моммзен (1817-1903 гг.) и Карл Нич (1823- 1880 гг.). Будучи уроженцем Шлезвига, Т. Моммзен кончил универ- ситет в Киле. Совершив поездку в Италию, он затем принял участие в революционной борьбе 1848-1849 гг. После подавления револю- ции эмигрировал в Швейцарию, где и опубликовал первый том <Рим- ской истории>, сделавшей его известным во всей Европе. С 1858 г. и до конца жизни Моммзен - профессор университета в Берлине. Его перу принадлежат около 1500 работ. Кроме переведенной на 456 большинство европейских языков <Римской истории>, т. 1-III "(1854-1856 гг.), т. IV (1877 г.), T.V (1885 г.), наиболее значи- тельными работами Т. Моммзена являются <Римское государствен- ное право>, т. 1-III, части 1-5-я (1887 г.), <Римское уголовное право> (1899 г.), <История римского монетного дела> (1860 г.), <Римская хронология до Цезаря> (1858 г.). Под руководством Т. Моммзена было предпринято в 1863 г. из- дание латинских надписей (Corpus Inscriptionum Latinarum) в 16 томах. Эта капитальная работа была завершена только в 1913 г. Кроме того, Т. Моммзен опубликовал множество статей и заметок по частным вопросам римской истории. Наибольшей известностью продолжает пользоваться <Римская история>. Начав изложение с древнейшего периода, Т. Моммзен до- вел его в томе III до битвы при Тапсе (46 г. до н.э.). Вышедший значительно позднее IV том представляет собой краткий очерк на- чального периода истории Римской империи до 68 г.н. э.; V том - это история провинций Римской империи в 1-III вв.н. э. Т. Моммзен писал свое произведение под влиянием революцион- ных событий 1848-1849 г. Одной из политических целей буржуаз- ной революции было национальное объединение Германии. Некото- рые группы немецкой буржуазии большие надежды возлагали на некоего <демократического монарха>, который осуществит их поли- тические чаяния.Т. Моммзен, примыкавший к этим группам, кратко обрисовав начальный период римской истории, обстоятельно изло- жил завоевание римлянами Апеннинского полуострова, называя это объединением Италии. Все свое изложение римской истории он строил таким образом, чтобы доказать закономерность возникнове- ния <демократической монархии> Юлия Цезаря, которого идеали- зировал выше всякой меры. Игнорируя развитие рабовладения и не останавливаясь должным образом на восстаниях рабов, Т. Моммзен называл вождя восстания 74-71 г. до н.э. Спартака <гениальным разбойничьим атаманом>?! Считая нации извечными, он приписывал им врожденный харак- тер и не скрывал своего резко отрицательного отношения к галлам, которых наделял качествами современных французов. Более того, Т. Моммзен позволял себе недостойные ученого публичные выступ- ления против французов, чехов и других славянских народов, боров- шихся за свое существование в реакционной Австро-Венгрии. Однако несмотря на крайний субъективизм, элементы расизма, модернизма и гиперкритики, присущие труду Т. Моммзена, <Римская история> оказала огромное влияние на последующее развитие научного изу- чения римской древности. Книга Т. Моммзена была переведена на многие европейские языки. К. Нич, бывший профессором в Киле, Кенигсберге и Берлине, занимался исследованием борьбы вокруг аграрного законодательства в Римской республике в конце II в. до н.э. В csoeii работе <Гракхи и их ближайшие предшественники> (1847 г.) К. Нич подчеркивал 457 достоинства римской знати и считал период деятельности Гракхов временем наивысшего развития римской государственности. Эти же мысли высказал он и в лекциях по <Истории Римской республики>, в которых акцентировал свое отрицательное отношение к деятельно- сти <великого разрушителя> - Юлия Цезаря. Наибольшее научное значение до настоящего времени имеет монография К. Нича <Рим- ская анналистика от ее истоков до Валерия Анциата> (1873 г.), в которой он, анализируя источники, продолжает работы Г. Нибура. В первой половине и середине XIX в. из среды французских историков выделялись А. Баллон (1812-1904 гг.), Г.Буассье (1823- 1908 гг.), H. Фюстель де Куланж (1830-1889 гг.). А. Баллон - историк радикально-буржуазного направления и по- литический деятель второй республики во Франции, - опубликовал в 1848 г. <Историю рабства в древности>, тт. 1-III. В этом фунда- ментальном труде А. Баллон собрал огромный фактический материал и показал значение рабства в хозяйственной и общественной жизни древнего мира. Несмотря на то, что книга А. Баллона написана с позиций философского идеализма, что автор идеализирует современ- ное ему буржуазное общество, - этот труд в разделах, посвященных рабству в Греции и Риме, не потерял своего научного значения до настоящего времени. Г. Буассье-историк католическо-консервативного направления- написал ряд монографий по отдельным темам истории Рима. До настоящего времени не потеряли познавательного интереса его мо- нографии: <Археологические прогулки по Риму>, <Очерки римской религии от Августа до Антонинов>, <Цицерон и его друзья>. Наиболее интересными и получившими широкую известность в Европе были труды Н. Фюстель де Куланжа - <Античная община> (1864 г.), <История общественного строя Древней Франции>, 1- VI (1875-1887) и <Римский колонат> (1885 г.). В первой из них Фюстель де Куланж решительно выступал, хотя и с идеалистических позиций, против модернизации древности, получившей распростране- ние в немецкой и английской научной литературе. Он подчеркивал, что основой всей системы мышления и всех общественных институ- тов греков и римлян был культ предков. Отсюда устойчивость родо- вых объединений, их замкнутость и борьба между собою. Разложе- ние родового строя является следствием замены культа предков дру- гими религиозными верованиями, а вместе с тем это приводит и к распаду древних античных городских общин. Исследование о развитии колоната Фюстель де Куланж построил на использовании вновь найденных эпиграфических материалов в Северной Африке. Он объяснял постепенную потерю свободы и неза- висимости колонов ростом их задолженности собственникам земли, что в последующее время было дополнено императорским законода- тельством. Наиболее видным английским историком Рима XIX в. был Ч. Ме- риваль, выпустивший в 1850 г. восьмитомную <Историю римлян в 458 эпоху империи>, явившуюся как бы дополнением к классическому труду Э- Гиббона. История Ч. Мериваля охватывает время от Юлия Цезаря до 180 г.н. э., то есть от возникновения императорского строя до смерти Марка Аврелия, с которой начинается изложение книги Э. Гиббона. Автор сконцентрировал свое внимание на описании событий военно-политической истории, без анализа развития эко- номики и социальных движений. В течение первой половины XIX в. продолжались раскопки на месте Помпей. Кроме того, в Риме были частично раскопаны ката- комбы, а также Форум и Палатинский холм. В различных районах Тосканы были вскрыты и изучены этрусские могильники. Важные эпиграфические открытия были сделаны в Северной Африке, Сирии и других частях Восточного Средиземноморья. В ряде городов Ев- ропы, а также Средиземноморья возникли новые или обогатились ранее существовавшие музеи. Все это несравненно расширило круг источников по истории древности, стимулируя пересмотр старых и опубликование новых исследований по истории Рима и Римской им- перии. Появление в середине XIX в. трудов К. Маркса и Ф. Энгельса создало предпосылки для подлинно научного подхода к изучению древней и, в частности, Римской истории. Определяя значение науч- ного наследия К. Маркса, В.И. Ленин писал: <Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, до- пускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся слу- чайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс...> ^ В ряде своих работ К. Маркс и Ф. Энгельс затрагивали некото- рые из проблем римской истории. Так, в <Немецкой идеологии> и <Формах, предшествующих капиталистическому производству> ана- лизируется вопрос о характере античной формы собственности, в третьем томе <Капитала> рассматривается проблема торгового обмена в древности. В <Критике политической экономии>, <Капитале>, <Анти-Дюринге> в той или иной мере ставится вопрос о рабстве и развитии рабовладельческого хозяйства. В одном из писем К. Маркс подчеркивал значение борьбы за землю, как основной момент, опре- деливший развитие внутренней политической жизни Римской рес- публики. Не меньшее значение для понимания социальных отноше- ний в Римской империи имеют работы Ф. Энгельса <Бруно Бауэр * В. II. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 139. 459 и первоначальное христианство>, <К истории первоначального хри- стианства> и <Книга откровения>. Наконец, в труде Ф. Энгельса <Происхождение семьи, частной собственности и государства> со- держится характеристика раннеримского общества, прослеживается завершение процесса перехода от доклассового общества к классо- вому и анализируются причины, вызвавшие распад и гибель Рим- ской империи. В статье <Древние германцы> Ф. Энгельс обрисовывает не только взаимоотношения римлян с германцами, но также эволюцию воору- женных сил Римской империи и их стратегию. Следует подчеркнуть, что даже на историков, далеких в своем миросозерцании от позиций философского материализма, научное наследие К. Маркса и Ф. Энгельса оказало самое сильное воздейст- вие, что и определило развитие научно-исторической мысли в конце XIX и в XX столетии. В первой половине XIX в. изучение истории Рима в России сделало большие успехи. В самом начале века, благодаря основанию ряда университетов (Петербургский, Казанский, Киевский, Харьков- ский, несколько позднее Новороссийский -в Одессе) и лицеев (Цар- скосельский, Нежинский), организации археологических раскопок в Херсонесе и Керчи, созданию музеев (Херсонесский, Керченский, Одесский археологический), сложился ряд научных центров, расши- рился круг историков. Одним из первых русских историков, специализировавшихся по истории Рима, был Д.Л. Крюков (1809-1845 гг.). В своей моно- графии <Мысли о первоначальном различии римских патрициев и плебеев в религиозном отношении> он установил, что в основе ве- рований патрициата лежит символическая религия, в то время как плебс придерживается антропоморфизма, родственного религиозным представлениям этрусков. Преемником Д.Л. Крюкова на кафедре всеобщей истории Мо- сковского университета был Т.Н. Грановский (1813-1855 г.), чи- тавший в качестве введения к истории средних веков курс по исто- рии Римской империи. Он отмечал, вопреки мнению многих совре- менных ему западноевропейских историков, прогрессивное значение перехода Рима от республиканского строя к империи.Т. Н. Гранов- ский указывал на положительное значение административной дея- тельности Диоклетиана. Вопреки мнению Э' Гиббона, он писал о прогрессивности христианской религии по сравнению с древними культами. Одновременно он отмечал ужасное материальное и право- вое положение низших слоев свободного населения Римской импе- рии, постоянные восстания рабов и колонов, облегчивших вторжения варваров и приблизивших падение Римской державы. 460 Т.Н. Грановский выступал с публичными лекциями по всеоб- щей истории, оказавшими очень сильное влияние на современников. Его исторические взгляды иногда противоречивы. В ряде случаев он оставлял без должного внимания проблемы социальной истории, идеализировал деятельность Юлия Цезаря, но в целом его освещение истории Римской империи было прогрессивным и явилось шагом вперед в развитии русской исторической науки. Наиболее даровитым из учеников Т.Н. Грановского был С.В.Ешевский (1829-1865 гг.). Его диссертация <К.С. Аполлина- рий Сидоний, эпизод из литературной и политической истории Гал- лии V века> (1855 г.) содержала освещение быта и политической жизни Галлии в V в.- накануне падения Западной Римской импе- рии. Подобно своему учителю, С.В. Ешевский весьма внимательно и сочувственно писал о массовых восстаниях сельского населения, колонов и рабов, составлявших отряды багаудов, отмечая значение этих восстаний для приближения конца существования Западной Римской империи. Выдающимся произведением С.В. Ешевского был его очерк <Центр римского мира и его провинции> (1866 г.). Он был первым историком, обратившим внимание на историческое развитие провин- ций Римской империи, собравшим обширный материал и давшим очерк культурной жизни провинциального населения. Весьма ха- рактерно, что в статье <О значении рас в истории> С.В. Ешевский, характеризуя общественный строй древнего Средиземноморья, пи- сал: <...Все свободные государства древности строились в свои раз- нообразные государственные формы на крепком фундаменте раб- ства...>. В этой же статье С.В. Ешевский высказался против всякого рода аргументов за неравенство человеческих рас и против порабо- щения одних народов другими. Большое значение для дальнейшего развития русской историче- ской науки имели статьи русских революционных демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Пи- сарева.В. Г. Белинский в своих статьях дал характеристики творче- ства отдельных римских поэтов и писателей, высказав соображения по проблемам истории римской литературы, а также об общем про- цессе исторического развития римского общества и государства. Н.Г. Чернышевский написал статью о причинах падения Римской империи.Н. А. Добролюбов в своих рецензиях на переводы сочине- ний Саллюстия и Юлия Цезаря дал яркий анализ состояния римского общества в 60-х годах 1 в. до н.э. Д.И. Писарев в исследовании об <Аполлонии Тиаиском> дал анализ идеологической борьбы в Рим- ской империи. Произведения революционных демократов оказали сильное влия- ние на прогрессивные слои русской интеллигенции и способствовали развитию интереса к экономике и социальной борьбе античного, осо- бенно римского общества.
|