Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной резиденции. Рим еще в конце III в. перестал быть резиденцией им- ператоров. Восточная часть империи относительно меньше, чем за- падная, подвергалась набегам варварских племен, была более одно- родна по своей культуре и более развита в экономическом отноше- нии. Здесь, неподалеку от малоазийской Никомедии, столицы августов Диоклетиана и Галерия, на европейском берегу Боспора Фракийского, находился древнегреческий город Византий. Он стоял на пересечении морских и сухопутных путей, на полуострове, на- дежно защищенном природой. В него и перенес Константин из Рима столицу Империи и дал ему новое название: Новый Рим - Констан- тинополь. Расширение городской территории древнего Византия, по- стройка роскошных зданий, дворцов, стадиона и ипподрома, терм и библиотек начались около 328 г., а в 330 г. состоялось освящение и провозглашение города новой столицей. Торжество сопровождалось христианскими и языческими обрядами, причем император Констан- тин был обоготворен в качестве Гелиоса, а город Константинополь посвящен богине Тюхе - благоприятной судьбе. В новую столицу были перевезены произведения искусства из разных городов. В Константинополе был создан свой сенат из части сенаторов, переселившихся из Рима и вновь назначенных Констан- тином. Как и в Риме, была учреждена должность городского пре- фекта. Константинопольский плебс стал пользоваться такими же льготами, как и римский. Новая столица не была связана со старыми римскими традициями, что было удобно для развивающегося доми- ната. Последние годы жизни Константин провел в Константинополе и его окрестностях. Он умер в 337 г. Незадолго до смерти он стал христианином, приняв крещение от сочувствовавшего арианам епи- скопа Евсевия. Сенат по традиции обожествил умершего импера- тора. Последние обстоятельства указывают на сохранение сложной по- литической и идеологической обстановки во все время правления Константина. Божественный доминус одновременно был императо- ром милостью христианского бога. В условиях привычного для большей части населения многобо- жия в этой двойственности не было противоречия. По-видимому, не ощущал его и сам Константин, несмотря на то, что своим отноше- нием к христианству он решительно исправил ошибку религиозной политики Диоклетиана. Но угасавшая античная религиозно-философ- ская идеология была еще сильна, особенно в восточной половине Империи. Поиски компромисса между античным и христианским мировоззрением оказали влияние и на самого Константина, проявив- шего себя сначала противником Ария, а позже, перед смертью, при- нявшего крещение от епископа, сочувствовавшего арианам. Система домината, выдержавшая проверку временем, получила при Константине большую стройность и единообразие, как в цент- ральном аппарате, так и на местах. Хотя доминус по-прежнему оста- вался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от него и верную ему армию, но в дополнение к этой старой опоре римской императорской власти теперь действовали еще две разветв- ленные и мощные силы: бюрократия и христианство. Обе они были организационно отделены и от армии и друг от друга. Это были три постоянные опоры домината и связующие Империю силы, которые должны были заменять фактически отсутствовавшее социально-эко- номическое единство. Пока светские и духовные магнаты, верхушка господствующего класса феодализировавшейся поздней Империи нуж- дались в поддержке центральной власти, пока бюрократический ап- парат мог получать свое содержание за счет более или менее исправ- ного поступления налогов и пока армия еще не была полностью вар- варизована, система домината обеспечивала эксплуатацию и подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории от все усиливавшихся нападений варварских племен.
|