Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
17.01.2019, 20:23
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [77]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [76]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [57]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [89]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [81]
Дворцовые секреты [145]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [105]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [65]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [71]
Гибель Карфагена [48]
Спартак [102]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Раздел добычи
Война становится профессией
Организатор
Восстание Цивилиса
Битва при Пуатье. 732 г.
23
АРИЙЦЫ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Россия (СССР) в войнах второй половины XX века

Из дневника офицера-зенитчика
Отдых в Черногории. Апартаменты в Черногории Воспоминания полковника П. Королева
...Специальная командировка (так тогда называли переброску советских войск на Кубу) застала меня в должности заместителя командира дивизии ПВО по зенитно-ракетным войскам.
Отправлялись морские эшелоны из порта Феодосия. Последним уходил теплоход «Физик Вавилов», на котором мне довелось быть начальником эшелона. Морской переход оказался тяжелым. Впереди нас ждали всякие непредвиденные обстоятельства, исключительное перенапряжение физических и духовных сил. Путь нелегкий, но когда есть цель, то находятся и силы преодолеть трудности.
По мере приближения к Кубе наше судно стали облетать самолеты и сопровождать корабли США. Заметим — мы находились в нейтральных водах и правовой режим судоходства не нарушали. [373]
Сопровождая нас, американцы тем самым осуществляли грубое вмешательство вдела суверенного государства, ведь судно — это государственная территория. Более того, своими провокационными действиями они могли создать опасность для жизни людей и целостности судна.
До конца нашего перехода оставалось 5 — 6 часов, как вдруг видим — на встречном курсе на полном ходу к нам приближается эскадра кораблей ВМС США. И дут на сближение. Головной корабль подает сигнал: «Кто такие?», «Откуда идете?», «Что везете?», «Порт отправления?», «Порт назначения?» Эскадра из тринадцати эсминцев. На ходу они окружили наше судно, препятствуя нормальному движению, настаивая на ответе. Несмотря на незаконные действия и требования, даем ответ: «Вышли из Феодосии, везем коммерческий груз, идем по своему назначению». Действительно, на палубе большое количество ящиков, автотракторной техники. Все это имитировало наличие сельскохозяйственного груза.
Почти одновременно с кораблями появились два американских самолета, пикируя на наше судно. Совершили несколько виражей на высоте 100 — 150 м. Видны были лица летчиков. Рев самолетов раздирал душу людям. И самое главное — никто из нас не знал истинных намерений морских и воздушных пиратов.
Капитан не сходил с мостика, без волнения и тревоги отдавал распоряжения членам экипажа, вахтенной службе. Все приготовились к вооруженной защите судна в случае, если американцы сделают попытку взять его на буксир или предпримут иные действия.
Идем своим курсом, не сбавляя хода. Видим лица американских матросов, занявших свои места у орудий и пулеметов. Маневр эсминца № 5, идущего параллельно с нашим правым бортом, и тактика палубных расчетов походили на исходное положение для вооруженного захвата нашего судна.
У нас настрой боевой. Судно в руки американцев не отдадим. С борта эсминца последовал новый сигнал: «Остановитесь!» Наш ответ отрицательный, продолжаем идти своим курсом. О происходящем на море по радио сообщили в Черноморское пароходство и в Москву. Получили ответную радиограмму, в которой подтверждалось, что наши действия правильны, необходимо следовать утвержденным маршрутом.
Тем временем драма на море продолжалась. Эсминец пошел наперерез курсу нашего судна, чтобы заставить нас подчиниться его требованиям. На эсминец был передан сигнал: «С курса не сходим, в случае перереза нашего курса будем таранить ваш корабль».
Носовая часть «Физика Вавилова» практически позволяла нанести такой удар и расколоть эсминец надвое, но в носовой части судна [374] находились боевые части ракет и взрывчатка. При сильном ударе не исключены детонация и взрыв боеприпасов, и тогда гибель судна и пассажиров неминуемы. Держим небольшой совет. Принимаем с капитаном решение: захват корабля и плен — позор, лучше гибель. Но необходимо предпринять все возможные меры, чтобы не допустить ни того, ни другого.
Поняв, что нас не испугать провокационными действиями, американская воздушно-морская армада развернулась на 180 градусов и удалилась в обратном направлении.
В этом противоборстве время словно остановилось. На самом деле испытание нервов продолжалось более, двух часов. Это было проверкой стойкости и мужества экипажа и личного состава нашей части. Человек многое может, если им движет чувство осознанного долга перед Родиной и присягой!
С прибытием последнего эшелона закончилось сосредоточение дивизии на острове Куба. Началось развертывание частей ЗРВ (зенитно-ракетных войск) и РТВ (радиотехнических войск) в боевой порядок.
Приступили к выполнению задач. Тяжело, если не сказать — невыносимо тяжело. Жара, недостаток питьевой воды, каменистый грунт, отсутствие необходимого количества инженерной техники для производства фортификационных работ. Но нужно отдать должное нашим солдатам и офицерам — они выполнили приказ. Дивизия к установленному сроку была боеготовой.
Обстановка после объявления морской блокады Кубы накалилась до предела. Американские войска с суши и с моря окружили остров плотным кольцом. В Группе войск и в кубинской армии объявлена наивысшая степень боевой готовности. Все замерло в ожидании боевых действий. В те дни я как-то особенно остро предчувствовал приближение неминуемой войны и ответственность перед Родиной за защиту Кубы.
Но вот наступил роковой день, который мог стать началом крупномасштабных военных действий.
27 октября я в качестве ответственного дежурного находился на КП дивизии. С ран него утра с центрального командного пункта Группы войск одна за другой поступали команды — в воздухе «плавали» цели. В 5 час. 45 мин. приняли команду: «Привести все средства в боевую готовность номер один». В 6 час. 02 мин. — следующая команда: «Цели уничтожать своим решением». В 6 час. 56 мин. — еще одна: «ЗРД привести в 6-минутную готовность. Огонь на поражение открывать при явном нападении».
В 8 час. 30 мин. в зоне видимости РЛС появилась цель. Высота 20 — 24 км. На наш запрос «Я свой» — не отвечает. [375]
Об обнаружении цели в зоне действительного огня я немедленно доложил на ЦКП и командиру дивизии. На ЦКП в это время находились заместители командующего Группой войск генералы С. Н. Гречко и Л. С. Гарбуз. Они приняли решение об уничтожении американского воздушного разведчика, о чем передали командиру дивизии. От него я и получил команду: «Цель номер 33 уничтожить».
Первым обнаружил цель дивизион, которым командовал подполковник И.М. Герченов. В 10 час. 19 мин. командир дивизиона доложил: «Цель номер 33 уничтожена, расход — 2, высота — 21 км, скорость — 300 м/сек». Американский самолет и-2 исчез с экранов радаров. Для его поиска поднялись в воздух самолеты.
С ЦКП Группы войск последовал приказ по целям огня не открывать.
По разведывательным данным, которыми располагало кубинское руководство, американцы намеревались в эти дни (27 — 29 октября) совершить вторжение на Кубу. Как стало известно позднее, перед высадкой морского и воздушного десантов командование США планировало произвести бомбовый удар 500 самолетами (2000 боевых вылетов) по всему плацдарму кубинских и советских войск. К всеобщему счастью, этого не произошло. Война отступила. Сбитый самолет-разведчик упал в деревне Вега-111, в 12 км от позиционного района дивизиона Герченова. Одно крыло оказалось в центре населенного пункта, кабина с летчиком — в стороне, хвостовое оперение затонуло в море. При осмотре обнаружены фотопленки и магнитофонные записи команд и докладов, труп летчика и его личные документы. Им оказался 35-летний майор ВВС США Андерсон. Кубинцы передали тело летчика представителям американского командования. Остатки самолета поместили в музее Гаваны для публичного осмотра и в качестве вещественного доказательства агрессивной политики США против Кубы.
22 ноября блокада Кубы американскими морскими силами была отменена, и сухопутная группа советских войск сократились за счет убытия на Родину частей стратегического назначения. Остальные соединения и части продолжали нести повседневную службу, не ослабляя боевой готовности.
В конце ноября дивизию посетил командующий Группой войск генерал армии И. А. Плиев. Он поблагодарил весь личный состав соединения за успешное выполнение боевых задач и определил новое направление в работе. От всех нас требовалось тщательно подготовить учебно-материальную базу, на которой и организовать обучение кубинских военнослужащих по основным специальностям зенитно-ракетного вооружения.
На заключительном этапе обучения всю боевую технику в исправном состоянии предстояло передать представителям РВС Кубы.
Категория: Россия (СССР) в войнах второй половины XX века | Добавил: historays (13.01.2011)
Просмотров: 1712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
Первые тридцать лет
Общая характеристика 9-го столетия
И о а н н - IV г р о з н ы й (1538-1584)
Документы из Центрального Военно-Морского Архива
а л е к с а н д р - II о с в о б о д и т е л ь
Финансовая и экономическая программа
В год 6502 (994).

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2019
Сайт управляется системой uCoz