На сегодняшний день основная тяжесть решения задач миротворчества на постсоветском пространстве легла на Россию, которая является единственным государством СНГ, добровольно взявшим на себя сложные миротворческие функции, осуществляя не только разъединение сторон, но и стабилизацию обстановки в районах конфликтов и восстановление мирной жизни. Важную роль играют российские МС в конфликтах на территории бывшего СССР: в Молдавии, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, а также в Северо-Кавказском регионе России — в Северной Осетии и Ингушетии. Миротворческие силы Российской Федерации представляют собой контингенты военного и гражданского персонала, а также правоохранительных органов, комплектуемые на добровольной основе по контракту и выделенные для участия в ОПМ по мандату ООН и региональных организаций. Всего, по состоянию на март 1994 г., численность военнослужащих РФ, участвовавших в ОПМ, составила 16000 человек{79} . Для выполнения этих задач были задействованы части и подразделения 27 гв. мед (ПриВО), 45 гв. мед (ЛенВО), 59 гв. мед Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе Республики Молдова, ВДВ, а также часть сил и средств Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). На конец 1996 года одновременно в ОПМ на территории государств-участников СНГ было задействовано: личного состава — около 10 000 человек, танков — 168, БМП и БТР — 532, артиллерии — 247, вертолетов — 29, автомобилей — 1380. Основополагающим документом, определяющим создание миротворческих контингентов РФ, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Этот закон определил содержание и функции специального воинского контингента России, установил порядок предоставления военного и гражданского персонала для участия в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и [482] безопасности, а также при выполнении Российской Федерацией принятых обязательств по международным договорам и соглашениям. В мае 1996 г. для реализации этого федерального закона Президент РФ подписал Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», которым определены количество привлекаемого в его состав воинского контингента, а также вопросы его финансирования. Предусматривалось сформировать в пределах установленной штатной численности Вооруженных Сил РФ специальный воинский контингент для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности в составе 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов в количестве 22 тыс. человек{80}. В соответствии с Указом в министерстве обороны России уже утвержден «Перечень соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». На основании Указа Президента Правительство РФ 19 октября 1996 г. приняло Постановление № 1251, которое утвердило Положение о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. С 1 декабря 1996 г. началась его подготовка и обучение по специальным программам. Функции миротворческого контингента РФ и принципы его использования, как предполагается, будут аналогичны КСПМ СНГ. Однако решение о направлении его за пределы Российской Федерации принимается Президентом или Правительством РФ в рамках их конституционных полномочий и утверждается Советом Федерации РФ. Подготовка и оснащение контингента осуществлялаются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону. Расходы на его содержание в период участия в ОПМ предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой в статье расходов на международную деятельность. Важный аспект проблемы финансирования миротворческой деятельности, требующий решения, заключается в том, что Россия, являясь посредником в разрешении конфликтов и используя контингенты своих Вооруженных Сил для проведения ОПМ, не получает никаких [483] денежных или материальных компенсаций, хотя расходы ее довольно значительны. Другие страны СНГ, согласно Ташкентскому протоколу, должны выделять на миротворческие операции согласованное количество средств, но не всегда выполняют принятые на себя обязательства. Из своего бюджета Россия выделяет крупные суммы на миротворческие операции: в 1992 году — 1 млрд. рублей (в ценах 1992 года), в 1993 г. — свыше 26 млрд. рублей. В 1994 году только на «умиротворение» конфликта между Грузией и Абхазией выделено 11 млрд. рублей. Расходы министерства обороны Российской Федерации на миротворческие операции в районах конфликтов за 1 -е полугодие 1996 г. составили около 23,5 млрд. рублей. Всего с 1992 г. до середины 1997 г. в ОПМ на территории СНГ и за его пределами приняло участие более 50 тысяч российских военнослужащих, которые в большинстве своем с честью и достоинством выполнили свой воинский и гражданский долг{81}. Присутствие воинских контингентов в «горячих точках» позволило значительно улучшить социально-политическую обстановку в регионах, перейти к поиску мирного диалога, восстановлению народного хозяйства и возвращению беженцев. При осуществлении миротворческих функций российские воинские контингенты несли потери, общее число которых за период с 1992 г. по декабрь 1996 г. составило: 227 чел. убитыми и 159 — ранеными{82} . Самые большие потери приходятся на долю российского контингента в КСПМ в Таджикистане (150 убитых и 79 раненых). Далее в порядке уменьшения потерь следуют: Абхазия, Приднестровье, бывшая Югославия, Южная Осетия. «Голубые каски» на Черном море{83}
Всего в составе миротворческих сил в различных горячих точках мира сегодня служат более 22 тысяч российских солдат и офицеров. В 1997 году их содержание обошлось в 512,4 млрд. рублей. 2 августа 1997 г. министр обороны Грузии Вардико Надибаидзе собирался на свадьбу дочери. Но выпить за здоровье молодых в тот день ему не довелось. Эдуард Шеварднадзе отправил его в срочную командировку в Москву — добиваться вывода русских миротворцев с территории Абхазии. [484] Переговоры закончились ничем. Россия заявила, что не собирается выводить домой «голубые каски» несмотря на высокую цену «похода» — в 1996 г. в Абхазии было убито 50 человек, ранено свыше 100, российский бюджет «похудел» на 116 млрд. рублей. Всячески препятствует выводу войск и руководство Абхазии из-за воинственных заявлений руководителей террористического отряда «Белый легион». Так, один «легионеров» Рамин Пирцхалава заявил грузинскому информагентству «Прайм-Ньюс», что как только русские солдаты покинут зону конфликта, «народные мстители» в течение месяца решат проблему Абхазии. То есть возвратят ее Грузии. В числе легионеров Пирцхалавы более тысячи беженцев, терять которым, в сущности, нечего — их дома разрушены, родственники погибли во время боевых действий три года назад. Местное население Абхазии выступает однозначно «за» продление мандата Коллективных сил по поддержанию мира. Подавляющее большинство жителей республики (79 процентов) высказалось за присутствие российских войск на черноморском побережье Кавказа. Миротворческие операции нашей армии начались весной 1992 г. в Южной Осетии. Тогда войска Закавказского военного округа встали между грузинами и осетинами по границам городов Цхинвали, Джава, Знаури, по берегам реки Большая Лиахва. Потом были кровопролитные бои в Приднестровье, вызванные острыми противоречиями между Кишиневым и Тирасполем. Летом 1993 г. вспыхнула война на благословенных пляжах Абхазии. Сотни тысяч беженцев и туристов заполонили гудаутский военный аэродром, сухумский, потийский и сочинские порты. Вчерашние отдыхающие в трусах и сандалиях спасались от вооруженных автоматчиков, прятались в подвалах от артиллерийских и бомбовых разрывов. Некогда цветущие мандариновые и лимоновые рощи, виноградники, бамбуковые заросли посекли осколки мин и снарядов. Гагра, Пицунда, Новый Афон и Сухуми стали похожи на фронтовые города. Расстрелянные и сожженные. «Резервисты» поневоле: где служат российские миротворцы?
Всего в составе миротворческих сил в различных горячих точках (в Абхазии, Таджикистане, Приднестровье, Южной Осетии, Югославии) в 1997 г. служило более 22 тыс. российских солдат и офицеров. Для этих целей в Российской армии «зарезервировано» 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальона. Об этом корреспонденту «Профиля» рассказал помощник начальника Генштаба по вопросам миротворческой деятельности Александр Аренахин. По его словам, [485] в зонах конфликтов в 1997 г. одновременно находилось более 10 тысяч «голубых касок». В бывшей Югославии российский миротворческий контингент находится с апреля 1992 г. Россию в Хорватии представлял отдельный парашютно-десантный батальон, а в Боснии и в Герцеговине отдельная воздушно-десантная бригада. Всего 2277 человек. 188 боевых бронированных машин (БМП, БТР и БРДМ), 445 автомобилей и 17 артиллерийских орудий. В Приднестровье российские миротворцы были введены 23 июля 1992 г. По полгода по очереди их роль исполняли солдаты и офицеры Ленинградского и Приволжского военных округов. С конца 1996-го эту миссию выполняли один батальон 179-го мотострелкового полка 59-й мотострелковой дивизии бывшей 14-й армии и батальон 183-го мотострелкового полка той же 59-й МСД. Это 494 солдата и офицера, 31 боевая бронированная машина, 44 автомобиля и 4 вертолета. В Южной Осетии российские воинские части на правах миротворцев находятся с 9 июля 1992 г. В составе миротворческих частей входят 557 российских солдат и офицеров. Плюс 36 БТР, БМП и БРДМ, 52 автомобиля и 9 артиллерийских орудий. Роль Коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане с 25 мая 1993г. выполняла 201-я мотострелковая дивизия России. В составе миротворческих сил России в Таджикистане в 1997 г. насчитывалось 6141 солдат и офицер, 148 танков, 306 боевых бронированных машин, 212 артиллерийских орудий, 1189 автомобилей, 19 вертолетов и 9 самолетов. Среди них 7 истребителей-штурмовиков Су-27 и два транспортных Ан-30 и Ан-26. В Абхазии воинский миротворческий контингент России находится с 23 июня 1994 г. Общая численность войск России здесь составляет 1640 человек. Плюс 7 танков, 127 боевых бронированных машин, 16 артиллерийских орудий, 173 автомобиля и 6 вертолетов. Всего непосредственное участие в миротворческих операциях в 1997г. принимало 11109 российских солдат и офицеров, 153 танка, 254 артиллерийских орудия, 688 бронетранспортеров, боевых машин пехоты и боевых разведывательно-дозорных машин, 19 систем реактивного залпового огня, 1903 автомобиля, 29 вертолетов и 9 самолетов. Проблемы миротворцев
Уже никого не удивляет то, что наши военнослужащие бедствуют, получают низкую зарплату, не имеют жилья. Удивительно то, что они при этом продолжают выполнять боевые задачи, в том числе и в рамках миротворчества. [486] Впрочем, существующие проблемы не только материального свойства. Много хлопот военным доставляют политические игры по поводу их присутствия в той или иной «горячей точке». В частности, руководство Грузии настаивает на том, чтобы российские миротворцы, размещенные в Абхазии, по сути взяли на себя полицейские функции и обеспечили своим оружием возвращение беженцев в Гальский район Абхазии (там до междуусобной войны проживало более двухсот тысяч грузинских семей). Абхазское руководство выступает категорически против. Оно готово обеспечить безопасность возвращения в Гальский район только тех беженцев, которые не принимали участия в боевых действиях против абхазов. От России, оказавшейся таким образом между Сциллой и Харибдой, по истине требуются чудеса дипломатии. Армия — это не милиция
Российские офицеры-миротворцы в Абхазии говорят, что подчиненные им войска никогда не будут выполнять полицейские функции. «Если бы в составе коллективных сил, которыми мы командуем, — говорят они, — были правоохранительные органы, тогда другое дело. Но их нет. И таких функций мы выполнять не можем». В Тбилиси считают по-другому. Парламент Грузии потребовал от России вывести миротворческие войска, если они не обеспечат возвращение беженцев в Гали. Кроме того, депутаты настаивают на ликвидации российских военных баз в Грузии, так как «Россия не выполняет своих союзнических обязательств». Руководство Грузии пытается апеллировать к мировому сообществу. Периодически проходят встречи абхазских и грузинских лидеров в Женеве под эгидой ООН. Правда, особых результатов эти форумы не дают. Абхазия выступила против предложенного ввода на ее территорию войск ООН, опасаясь раздела республики по боснийскому варианту.