Римская община в начале республиканского периода была одним из городов-государств Апеннинского полуострова. <Город- государство> - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами города-государства были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. При- шельцы и иноземцы, а тем более рабы. не имели права владеть зем- лей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были слу- жить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Испол- нительная власть исправлялась выборными <магистратами>. Коллектив граждан решал политические дела на народных собра- ниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над гражданином города-государства не было давле- ния бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими ра- бами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. У Для гражданина города-государства было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное соб- рание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необ- ходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реаль- ными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих си- лах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отно- шения. Поскольку же все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это порож- дало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало разви- тию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы рас- творялись в гражданском коллективе. Это не способствовало появле- нию и развитию ярких индивидуальностей. Для античных рабовладельческих городов-государств характерно стремление к обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни земледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели нату- ральное хозяйство и не нуждались или мало нуждались в посторон- ней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земель- ных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими сосе- дями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и военной органи- зации в античных общинах. Агрессивность общины и ее замкнутость порождали застойность, замедленный темп развития хозяйства, общественных отношений и культуры, определяли консерватизм мышления и идеологии. Граж- дане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохо- зяйственным трудом, стремились не к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской от- носились ко всему иноземному. Привязанность к своему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей идеологии аграрного города-государства. Кризис общественного строя города-государства начался с про- никновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали по- лисные порядки и учреждения. Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская об- щина, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громад- ной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением, многими го- родами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом. Разложение античного города-государства привело к кризису и идеологию его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности кол- лективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеоло- гия и религия.
|