Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высо- кого уровня развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось не- сколько сельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катона (II в. до н.э.), Теренция Варрона (1 в. до н.э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы. Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат <Об архитектуре> в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли. Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появ- ляются руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства. Несмотря на сильную зависимость от грече- ских образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно назвать ра- боту неизвестного автора <Риторика к Гереннию> (некоторые при- писывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона - <Брут>, <Об ораторе>. Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во II в. до 28э н.э., ав1 в. до н.э. существовала уже солидная юридическая ли- тература. Особенно нужно отметить 18 книг <Гражданского права> и <Дефиниции> Квинта Муция Сцеволы (они, к сожалению, не со- хранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагива- лись в многочисленных речах Цицерона. В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились спе- циальные исследования по грамматике, об употреблении букв, воз- никновении латинского языка, филологические комментарии к ко- медиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик Теренций Варрон, автор сочинения <О латинском языке> и многих других произведений. ^ Как огромное римское государство состояло из многих разнород- ных частей, еще механически связанных между собой и не слив- шихся в органическое единство, так и римская культура позднерес- публиканской эпохи представляла собой соединение многих начал- этрусского, исконно римского, италийского и греческого. Составной характер римской культуры объясняет эклектизм многих ее сторон.
|