В конце XIX - начале XX в. все большее накопление археоло- гических материалов способствовало изучению истории Рима и Рим- ской империи. Раскопки производились как в Риме и Италии, так и в Северной Африке, в различных местностях Балканского полуост- рова, Малой АЗИИ, Сирии, Месопотамии, Палестине. Были найдены и опубликованы десятки тысяч древних надписей. В Египте были обнаружены папирусы эпохи эллинизма и Римской империи. Однако перерастание <свободного> предпринимательства в гос- подство капиталистических монополий, развитие империалистической политики раздела и передела мира накладывало свой отпечаток и на развитие научной жизни. Постепенно от общих проблем историче- ского развития буржуазные ученые стали переходить к изучению частных исторических вопросов. Кроме того, в новых социологиче- ских теориях стали появляться тенденции использования истории в качестве пропагандистского материала для защиты реакционных по- литических взглядов, в первую очередь для борьбы с социалистиче- ским рабочим движением. Эти тенденции привели к появлению спе- цифических приемов исторических исследований и теорий историче- ского прогресса. С одной стороны, резко усилилось недоверие к пове- ствованиям античных авторов, особенно по древнейшему периоду истории Средиземноморья. Это повлекло за собой перерождение историко-критического метода в отрицание данных источников и подмену их произвольными, гипотетическими, построениями - так называемый <гиперкритицизм>. В то же время многие историки древ- ности стали в своем изложении представлять античные общества на- подобие современности, отрицая отличие общественной структуры древних обществ и государств от Европы конца XIX и начала XX в. Это стремление к <модернизации> преследовало цель доказать извеч- ность капиталистического мира и запугать борцов за социалистиче- ское переустройство мира угрозой падения цивилизации в случае уничтожения капитализма. Наиболее ярко <гиперкритицизм> и <модернизм> отражены в ра- ботах Э- Мейера (1855-1930), профессора в Галле, а позднее в Берлине. Э- Мейер создал капитальную <Историю Древности> (1884-1902, тт. 1-V). В этой работе он показал ход исторического развития стран и народов Передней АЗИИ и Средиземноморья с пе- риода возникновения древнейших цивилизаций до середины IV в. до н.э. Отмечая взаимодействие различных культурных народов древности, Э- Мейер впервые изложил историю древнего мира в хро- нологическом порядке, что явилось прогрессивным моментом в раз- витии исторической науки. Однако доведя изложение до IV в. до н. э-,
Форум города Измира (др. Смирны). Современное состояние Э. Мейер был вынужен, благодаря все новым и новым археологиче- ским открытиям, обратиться к полной переработке начальных томов своего труда (3-е изд., 1910 г., т. V, 1939 г.). Наиболее ярко историко-теоретические взгляды Э- Мейера выра- жены в его докладах на съездах немецких историков: <Экономиче- ское развитие древнего мира> (1895 г.) и <Рабство в древности> (1898 г.). Оба доклада резко полемичны и направлены на <опровер- жение> марксистского определения общественного строя древности как рабовладельческого. Говоря об экономическом развитии древно- сти, Э. Мейер стремился доказать, что в древнейшем периоде господ- ствовало домашнее натуральное хозяйство, которое с течением вре- мени уступило место <капиталистическим> отношениям, то есть про- изводству некоторых сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий для продажи. Время <капиталистической эпохи древности> Э. Мейер определял II в. до н.э.-II в.н.э. С развитием <капита- лизма> в древности Э. Мейер связывал и высшее развитие античной политической и культурной жизни. Кризис экономики, деградация хозяйства привели, по мнению Э- Мейера, к падению античной циви- лизации и наступлению нового средневековья. Таким образом, обще- ство развивается с точки зрения Э. Мейера по замкнутому кругу - циклу, и падение капитализма должно привести к деградации евро- пейской цивилизации. В докладе о <Рабстве в древности> Э- Мейер, не останавливаясь перед замалчиванием источников, пытался доказать, что численность рабов в странах древнего мира невелика и картина их эксплуатации не так уж жестока. Во время первой мировой войны Э- Мейер написал большую ра- боту о падении республиканского строя в Риме - <Монархия Це- заря и Принципат Помпея> (1919 г.), в которой, игнорируя движе- ние низших слоев населения, модернизуя освещение характерных черт политической борьбы в Римской республике накануне ее паде- ния, стремился установить сходство между политикой Помпея и Ав- густа. Еще более реакционна была расистская теория, выдвинутая не- мецкими историками в начале XX в. В конце 90-х годов XIX в. реакционный баварский историк фон- Зеек опубликовал многотомную работу <Падение античного мира>, в которой пытался доказать, что основной причиной падения Рим- ской империи было вырождение греков и италиков. На смену этим <создателям> империи пришли сирийские и другие восточные уро- женцы, которые, находясь у власти в империи, не могли противо- стоять <молодой германской расе>. Не менее реакционна и <просопографическая> школа историков. В 1912 г. вышла книга М. Гельцера <Нобилитет Римской респуб- лики>; по мнению автора, в древних обществах не было классовой борьбы, а проявлялось соперничество между знатными фамилиями, поддерживаемыми своими клиентами. Обе реакционные <теории> по- лучили широкое развитие после Великой Октябрьской революции как орудие идеологической борьбы реакционной буржуазии и рас- пространились за пределы Германии. Широкое распространение модернизм и гиперкритицизм полу- чили и в итальянской историографии. Наиболее яркими представи- телями этих течений историков были Гильельмо Ферреро (1871- 1942 гг.) и Этторе Пайс (1856-1939 гг.). Многотомная работа Г. Ферреро <Величие и падение Рима> (т. 1-VI, 1901-1902 гг.) содержит подробное описание истории Рима с начала 1 в. до н.э. до 14 г.н. э.Г. Ферреро рассматривал исторический процесс как стихийное явление, в котором, хотя и существует известное взаимо- действие событий, но происходят они вне воли и желания как народ- ных масс, так и отдельных политических деятелей. В этом своеоб- разном фатализме сказывалось идеалистическое миросозерцание Г. Ферреро, упоминавшего и о росте крупного землевладения, и о пролетаризации большинства римского гражданства, и о моральном падении высших сословий римского общества. Другой характерной чертой блестящего по форме изложения труда Г. Ферреро было всяческое возвеличение римской экспансии в Восточном Средиземноморье. Последние части труда Г. Ферреро, посвященные принципату Августа, представляют собою своеобразный панегерик основателю Империи. В целом работа Г. Ферреро явилась отражением империалистических чаяний, характерных для итальян- ской буржуазии. В 1916 г.Г. Ферреро выпустил двухтомную <Крат- кую Римскую историю> на английском языке, в которой довел из- ложение до падения Римской империи, а в 1921 г.-небольшую книгу <Падение античной цивилизации>, представляющую собой не столько научное исследование, сколько тенденциозное пропагандист- ское сочинение. В большой работе Э. Пайса <История Рима в первые пять веков> (т. 1-5, 1913-1920 гг.) отрицается возможность создания науч- ной истории римской древности. Полностью отвергая традиционную историю царской и раннереспубликанской эпохи, Э. Пайс считает невозможным научное построение изложения, ввиду отсутствия у римлян как исторических преданий, так и летописей. По его мнению, традиционная древняя история Рима была создана греческими авто- рами в относительно позднее время и не может служить основанием для научного воссоздания картины исторического развития. Труд Пайса является одним из наиболее ярких примеров крайнего гипер- критицизма. Историей Древнего Рима в России в конце XIX - начале XX в. занимались многие ученые, работавшие в различных университетах. Можно утверждать, что русские исследователи несколько опережали своих западноевропейских коллег. Передовые русские ученые, учитывавшие новые археологические открытия, успешно проводившие археологические раскопки на ме- стах античных поселений по берегам Черного моря, сумели создать ряд ценных трудов, не потерявших своего значения до настоящего времени. Это объясняется тем, что в России конца XIX - начала XX в. влияние марксизма сказывалось сильнее, чем в Западной Ев- ропе. Обострение социальной борьбы, вылившееся в революционную ситуацию 1879-1881 гг., рост аграрных волнений и усиление рабо- чего движения в конце столетия, революция 1905-1907 гг. привле- кали историков к проблемам социальной борьбы вокруг аграрного вопроса в Римской республике, проблеме падения республиканского строя, генезису общественных отношений в Римском империи, в ча- стности, к процессу закрепощения сельского населения - колонов. Уже в 60-х годах среди русских историков возникла оживленная дискуссия о развитии аграрных отношений в Риме. В 1861 г. в Мо- сковском университете выступил с актовой речью профессор П.М. Леонтьев, рассматривавший процесс закабаления сельского на- селения Римской империи как социальное явление. В 1880 г. аргу- ментацию П.М. Леонтьева подтвердил в своей работе <Развитие феодальных отношений в Лангобардской Италии> профессор П.Г. Виноградов, также считавший развитие колонатных отношений явлением социальным. В конце XIX в. проблеме аграрных отношений в Риме посвятил свое исследование профессор петербургского университета И.М. Гревс (1860-1941 гг.). В монографии <Очерки из истории римского зем- левладения, преимущественно в эпоху Империи> (1899 г.) он дал описание крупного италийского поместья, опираясь, главным обра- зом, на сведения, почерпнутые из произведений художественной ли- тературы (Гораций, Петроний и т.д.). Однако рассмотрение эконо- мики Италии с идеалистических позиций и преувеличение натураль- ности италийского сельского хозяйства 1 в.н.э. делает спорными некоторые из выводов И.М. Гревса. Вопросы землевладения и развития колонатных отношений в Ита- лии и провинциях Римской империи были проанализированы в ряде работ других русских историков. Особое место занимают исследования консервативного профессора петербургского университета М.И. Ро- стовцева (1870-1952 гг.), выводившего, в отличие от других рус- ских историков, колонатные отношения не из общего развития со- циально-экономических отношений в Римской империи, а будто бы из заимствованной системы несвободной аренды, ранее широко рас- пространенной в эллинистических странах. В статье <Капитализм и народное хозяйство в древнем мире> (1899 г.) он пытался дока- зать наличие капиталистических отношений в античной экономике II в. до н.э.-II в.н.э. Не меньший интерес проявляли русские историки и к проблеме развития и общего исторического значения Римской империи. Од- ним из первых обратил свое внимание на историческое значение Римской империи украинский профессор М.П. Драгоманов (1841- 1895 гг.). В монографии <Вопрос о всемирно-историческом значении Римской империи и Тацит> (1869 г.) М.П. Драгоманов подчерки- вает причины, побудившие западноевропейских, в первую очередь германских историков, игнорировать изучение истории Римской им- перии - это германский национализм, а также крайняя тенденциоз- ность католических исследователей. Изучению творчества Тацита, а вместе с тем и первого столетия существования Римской империи уделил много сил и внимания прогрессивный русский историк В.И. Модестов (1839-1907 гг.), опубликовавший также и <Исто- рию римской литературы> (1888 г.). В последние годы жизни В.И. Модестов перешел к изучению древнейшей истории Италии и Рима. Считая, что необходимо сочетать данные археологических открытий и древнюю литературную традицию, В.И. Модестов опуб- ликовал фундаментальную работу - <Введение в римскую историю> (т. 1-2, Спб., 1902-1904 гг.). Труд В.И. Модестова до настоя- щего времени остается одним из основных по истории древнейшей Италии. Проблема падения республиканского строя и возникновения прин- ципата была обстоятельно освещена в <Очерках по истории Римской империи> Р.Ю. Виппера (1859-1954 гг.). Она была написана под впечатлением только что закончившейся революции 1905-1907 гг. Несмотря на то, что в построении труда Р.Ю. Виппера ощущается влияние работы Г. Ферреро, что автор, при характеристике социаль- но-экономических отношений в Римской республике, допускает мо- дернизацию, игнорирует движение рабов, он ярко показывает обо- стрение социальной и политической борьбы в римском обществе и решительно разоблачает тенденциозные утверждения о <демокра- тизме> императорской власти. Очерк политического и социального развития общества и государства Римской империи Р.Ю. Виппер дал в своих лекциях по истории средних веков, опубликованных в 1947 г. Из других русских ученых, занимавшихся историей Рима, сле- дует отметить профессора Харьковского Гос. университета И.В. Не- тушила (1850-1928 гг.) и академика С.А. Жебелева (1867- 1941 гг.). Первый из них, занимая умеренно-скептическую позицию, посвятил свое внимание изучению древнейшего периода истории Рима.С. А. Жебелев занимался историей Греции в римскую эпоху: <Из истории Афин (229-31 гг. до н.э.)> (1898 г.) <АХА1КА (в об- ласти древностей провинции Ахайи)> (1903 г.). Обе работы созданы на основе изучения древних надписей. Они не потеряли своего зна- чения до настоящего времени.
|