Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В Риме на Палатинском холме сохранилась часть личных комнат жены Августа - Ливии, а также стенная роспись на стенах некоторых богатых домов в Помпеях и вилл в Северной Африке (в Тунисе и Алжире). Судя по этой росписи и ряду фрагментарных остатков, найденных в других местах, римляне украшали дома орна- ментами, в которых гирлянды из листьев и ветвей различных расте- ний, их цветов и плодов сменялись целыми пейзажами. Иногда ху- дожники обрамляли картину рамой, изображавшей дверь или окно, чтобы создать впечатление у зрителя, находившегося в комнате, что он видит лежащую окрест местность. Излюбленными сюжетами того времени были отдельные эпизоды из греческой и римской мифологии и жанровые сцены: охота, уборка урожая, сбор оброка. Высокого совершенства достигло также украшение стен зданий мраморной облицовкой, когда плиты и колонны разных цветов при- давали сооружению нарядный вид. Особенно высокого искусства достигли мастера эпохи Империи в создании многоцветных мозаичных орнаментов и картин: это не только красочные и оригинальные орнаменты, но и целые компози- ции на сюжеты мифологического содержания или изображения ре- альных исторических событий, а также жанровых сцен. В период Империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, передающих реалистически черты импера- торов, императриц, военачальников, поэтов, философов и др. Скульптурные портреты ставились на площадях и улицах, они украшали здания, по особенно часто - это надгробия. Иногда на надгробиях покойный изображался в кругу своей семьи. Чаще всего на надгробных рельефах изображались различные лица, при этом подчеркивалось их общественное положение и деятельность: воины, ремесленники, домашние хозяйки и даже гладиаторы. Наиболее совершенны скульптуры и рельефы 1-II вв.н. э. С III в.н. э., в связи с экономическим и социально-политическим кризисом, замечается огрубление изображения, падение техниче- ского мастерства. Улица в Остии. Современное состояние
|