Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
11.12.2018, 07:49
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [77]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [76]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [57]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [89]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [81]
Дворцовые секреты [145]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [105]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [65]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [71]
Гибель Карфагена [48]
Спартак [102]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Первый и второй походы Дария против греков
Бронированные всадники
Глиняные дома
Аравия
Полк. Мерлин г.-м. Ермолову, 10 сентября 1812 г.
Царица, которой не было
Что общего?

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ СВЯТОСЛАВА, СЫНА ИГОРЕВА.

В год 6454 (946). Ольга с
сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую
землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки,
Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и
ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и
Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян.
Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с
сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном
своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из
города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга
все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со
словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и
согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь
платить дань, собираетесь умереть с голода". Хотите оставить свое резюме? Делайте это! Ведь морские вакансии пополняются в нашей базе практически каждый день. Древляне же ответили: "Мы бы
рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им
Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к
Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже.
Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и,
заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас?
Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни
мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя
да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой,
поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас
этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и
по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и
покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от
него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали
обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому
по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью
трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И,
когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и
воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а
воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и
сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как
сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга
воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же
старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство
мужам своим, а остальных оставила платить дань.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в
Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном
своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и
сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с
сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте
погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей
земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в
Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и
сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к
сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.
В год 6456 (948).
В год 6457 (949).
В год 6458 (950).
В год 6459 (951).
В год 6460 (952).
В год 6461 (953).
В год 6462 (954).
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к
Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и,
увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму,
беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице
нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь
крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с
патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее
патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как
возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних
поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве,
и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив
голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху
со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей
дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице
- матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После
крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же
ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал
дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь:
"Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и
серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею
дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него
благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да
сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа
ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил
Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота
от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи,
Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей
его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и
пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к
Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость
и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной
мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо
ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях
возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах
громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная
Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и
нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных
приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я
люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не
изгоню вон".
Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со
словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в
Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь".
Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как
я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.
Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять
крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался
креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих
вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят
во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их
слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от
разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не
внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели
премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять
советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я
познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь
радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную
веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты
крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая
жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду
впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть
примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий
злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо
обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели
тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет
воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит
им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря
так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его
возмужалости и до его совершеннолетия.
В год 6464 (956).
В год 6465 (957).
В год 6466 (958).
В год 6467 (959).
В год 6468 (960).
В год 6469 (961).
В год 6470 (962).
В год 6471 (963).
В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать
много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В
походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко
нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не
имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были
и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас
идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам:
"Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу с сохи даем".
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли
навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве
одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и
касогов.

Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 1652 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
Новый диплом МГУ
Воздушный бой 8 «Аэрокобр» против 2 Ме 109 и 18 ФВ 190
Бой с истребителями противника над караваном в море
Быстрые и недорогие Lenovo
Радикальной партии
В ПОИСКАХ СВЯТОГО ГРААЛЯ
Партии свободомыслящих

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2018
Сайт управляется системой uCoz