Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
29.06.2025, 17:41
Главная ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ И ХРИСТИАНСТВА ВО II-III ВВ.Н. Э. Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [183]
400-1500 годы
Символы России [100]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [67]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [84]
“Златой” век Екатерины II [53]
Последний император [54]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [31]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [79]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [127]
Тайная история Украины [54]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [62]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [29]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [853]

Популярное
Смерть Оттона III. 1002 г.
27
Арташес – данник римлян
Наглядная математика
Благословен, о Кипсел, ты и дети твои, но не внуки!
Германские и французские воины XIII века.
Италия

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Форма входа


В древнейший период своего существования (конец 1 - начало
II в.н.э.) христианские общины вызывали подозрение и неприяз-
ненное отношение со стороны императоров и римской провинциаль-
ной администрации. В период правления Траяна был издан специаль-
ный императорский эдикт, запрещавший тайные сборища и общества.
Кроме того, от жителей Италии и провинций требовали официаль-
ного участия в почитании <гения> императора (выражавшегося
иногда в символическом, а иногда и в реальном жертвоприношении
перед статуей правящего императора) и в жертвенном пире. От
почитания <гения> императора были освобождены только иудеи, что
было их особой привилегией, остальные же подданные Римской им-
перии должны были, в качестве доказательства своей политической
лойяльности, принимать участие в культе гениев императоров и их
обожествленных предшественников.
Члены сектантских общин отказывались от почитания статуй им-
ператоров и участия в жертвенных пирах. Кроме того, привлекая
в свои общины рабов и беднейших свободных, они вызывали недо-
вольство как рабовладельцев, так и римской администрации. Сек-
тантские собрания, происходившие по ночам и на рассвете, окутан-
ные дымкой некоторой таинственности, еще более усиливали атмо-
сферу недоброжелательства.
Подозрения по отношению к членам христианских общин всяче-
ски усиливались и подогревались жрецами местных храмов, торгов-
цами жертвенными животными, ремесленниками, обслуживавшими
местные культы, изготовлявшими изображения божества и другие
<священные> предметы.
Про собрания христианских общин рассказывали, что на них при
непристойных обрядах почитается божество с ослиной головой, что
члены общин позволяют себе самые аморальные действия.
Вызывающее поведение отдельных представителей христианских
общин по отношению к верованиям и культу большинства населе-
-я иногда приводило к расправам над отдельными христианами.
Недоброжелательство выливалось в доносы на христиан, о чем прямо
пишет Плиний Младший в письме на имя императора Траяна. Однако
Траян предложил не производить специальных розысков христиан,
ограничиваться наказанием лиц, открыто упорствующих в своем
<суеверии>.
По мере роста и распространения христианских общин в запад-
ных провинциях Римской империи (Галлия, Испания, Африка), уве-
личивалось и количество расправ с отдельными членами христиан-
ских общин. Особенно подозрительно стали относиться представи-
тели императорской администрации к тайным и полусекретным
общинам и собраниям после второго и третьего иудейских восстаний.
Подобное положение вызвало стремление среди наиболее образо-
ванных членов христианских общин объяснить сущность христиан-
ских религиозных верований и отмежеваться от иудейских повстан-
цев в глазах римской власти. В середине II в.н. э. императору Ан-
тонину Пию были адресованы два произведения христианских
публицистов - Аристида и преподавателя философии Юстина, в ко-
торых авторы стремились убедить императора в клеветническом ха-
рактере обвинений, возводимых на христиан их идеологическими
конкурентами и соперниками. Подобные защитные произведения -
<Апологии> - появлялись и в более позднее время. В конце II в.
н.э. опубликовал ряд полемических произведений пресвитер кар-
фагенской общины Тертуллиан, в начале III в.н.э.- епископ той
же общины Киприан.
В произведениях Тертуллиана и Киприана содержались нетолько
апологетическая защита основных положений христианской религи-
озной догмы, но и высказывания по спорным вопросам, которые все
более и более обострялись при трактовке верований и решении проб-
лем организации увеличивавшихся количественно и изменявшихся
по своему социальному составу самих христианских общин. Так, в
сочинениях Киприана решительно отстаивалось право единоличного
руководства епископами христианских общин и право епископов да-
вать директивные указания по спорным вопросам трактовки христи-
анской догматики.
Одним из наиболее авторитетных христианских писателей -
<апологетов> был пресвитер александрийской общины Ориген (ок.
185-254 гг.н. э.). Он выступил с полемическим произведением
<Против Цельза>-одного из критиков христианских религиозных ве-
рований. Ориген стремился доказать, что ряд христианских положе-
ний можно примирить с философскими взглядами Платона и Ари-
стотеля.
Позднейшая христианская церковная традиция связывает начало
преследований> христиан правителями империи с правлением Неро-
на, когда будто бы христиане были обвинены и казнены в большом
количестве по обвинению в поджоге города Рима в 64 г.н.э. Сле-
дующее гонение будто бы было организовано императором Доми-
цианом. Однако аналитическое изучение источников советскими и"
следователями привело их к заключению, что сознательно организо-
ванных <гонений> (преследований) 'христиан за их религиозные
верования правительство Римской империи не проводило до сере-
дины III в.н. э. Имели место лишь расправы с отдельными лицами
или группами лиц христианского вероисповедания, являвшиеся ре-
зультатами самосудов, частных доносов и вызывающего поведения
самих христиан. Только в период кризиса в середине III в.н. э.,
в связи с крайним обострением социально-политической обстановки
как внутри Римской империи, так и на ее границах, император Де-
ций (249-251 гг.н. э.) в 250 г. потребовал поголовной присяги,
которая выражалась в участии в императорском культе. Всем, при-
несшим установленные жертвоприношения перед статуями импера-
тора, выдавались особые свидетельства. Лица, отказавшиеся воску-
рить фимиам и принести жертву перед статуей императора, рассмат-
ривались как враги Империи и подвергались наказаниям. Многие
из членов христианских общин были брошены тогда в тюрьмы, дру-
гие казнены.
В числе пострадавших во время <гонения> Деция был и Ориген,
брошенный в тюрьму. Однако с гибелью Деция преследования были
прекращены.
Но несколько лет спустя, в 257 г., новый император Валериан,
нуждавшийся в средствах и стремившийся конфискациями попол-
нить обедневшую императорскую казну, вновь установил обязатель-
ность участия всего населения империи в императорском культе.
В эдикте, опубликованном по этому поводу, прямо назывались хри-
стианские общины, как организации, враждебные римскому государ-
ству. На этот раз <гонение> приобрело более широкие размеры и
,было более жестоко. Ряд христианских общин был разгромлен, их
имущество конфисковано, а многие из их членов, в первую очередь
члены клира (пресвитеры, диаконы, епископы), подверглись заклю-
чению в тюрьмы, пыткам и казням. В числе казненных был и глава
карфагенской общины - Киприан.
В 260 г.н. э. Валериан попал в плен к персам, а его сын Гал-
лиен был вынужден вести постоянную борьбу с различными претен-
дентами на императорский престол. Занятый этой борьбой, Галлиен
фактически прекратил какое-либо преследование христиан. Таким
образом, начиная с 260 г. до начала IV в. христианские общины
были предоставлены самим себе, что не могло не сказаться на их
развитии.
Гонения не ослабили христианские общины, напротив, они уси-
лили религиозный фанатизм; более того - некоторые из свидетелей
казни <мучеников> под впечатлением их стойкости вступали в ряды
христианских общин. Память погибших почиталась остальными чле-
нами общины, которые начали собираться на молитвенные собрания
у их захоронений, чтить их надгробия, изображать их наряду с дру-
гими почитаемыми христианскими лицами. Так, со второй полови-
ны III в. постепенно стал оформляться культ мучеников, который
позднее превратился в культ одной из категорий <святых>. К послед-
ней четверти III в.н. э. христианство получило в Римской империи
самое широкое распространение. Если в предшествующее время
основная масса верующих христиан состояла, по словам критика
христианской религии Цельза, <из - малолетних, низкородных, не-
культурных, рабов>, а также из <... щерстобитников, сапожников,
валяльщиков и других грубиянов...>, то к концу III столетия в хри-
стианство начали переходить воины, состоятельные горожане и даже
некоторые из представителей аристократии, особенно женщины.
Какие же причины способствовали успеху христианской пропо-
веди?
В противоположность другим древним культам, христианство не
знало племенных или сословных ограничений. По выражению одного
из посланий Павла, <... для бога несть эллина и иудея, ни свобод-
ного, ни раба, но все и во всем Христос...>.
Христианство в своем первоначальном виде до крайности упро-
стило религиозные обряды и формы культа. Христиане решительно
отказались от страшных обрядов кровавых жертвоприношений, за^
являя, что мифический основатель религии - Христос,- добровольно
обрекший себя на жестокие страдания и смерть, тем самым раз и
навсегда избавил своих последователей от необходимости кровавых
жертв. Христианство обещало верующим бессмертие - вечную жизнь
в загробном мире и, в то же время, вечное наказание всем злым и
обидчикам. При этом христианские проповедники вкладывали в
уста Христа положение, что после смерти - <...последние да будут
первыми!> и что Христос призывал-<...Придите ко мне, все страж-
дущие и обремененные..!>.
Подобные положения не выдвигали сторонники ни одного из
конкурировавших с христианством восточных культов, а тем более
жрецы культа императоров. В условиях обострявшегося кризиса об-
щественно-политического строя Римской империи, бесконечных войн
и усобиц христианство становилось моральным прибежищем все бо-
лее и более широких общественных слоев. Как отмечал Ф. Энгельс,
<Отрицая ... все национальные религии и общую им всем обряд-
ность и обращаясь ко всем народам без различия, христианство
само становится первой возможной мировой религией...> '.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Интересное
«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ЖАННЫ Д'АРК»
Роман III
Битва при Нехавенде
Бродим мы по болотам Вьетнама
44
На третьих ролях
Председатель Президиума Верховного Совета СССР

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2025
Сайт управляется системой uCoz