Южными соседями этрусков были италийские племена латинов, сабинян, эквов, герников и вольсков. Местом поселения латинян был Лаций - область по левому бе- регу нижнего течения Тибра. В Лации VIII-VI вв. до н.э. было много мелких поселений, которые постепенно путем синойкизма превратились в относительно крупные города-государства. Древние авторы насчитывают их примерно тридцать (в их число входил и Рим). Они составили союз во главе с г. Альбой-Лонгой. Предания связывают истоки римской истории с греческой и тро- янской. По одной из распространенных легенд Альба-Лонга была основана тро- янцем Энеем, прибывшим в Италию по морю после разрушения Трон. Один из его потомков, четырнадцатый царь Альбы, Нумитор, был свергнут своим коварным братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от законных пре- тендентов на престол, Амулий посвятил в жрицы богини Весты дочь свергну- того Нумитора, Рею Сильвию: весталки были безбрачными. Однако Рею Сильвию посетил бог Марс, н она родила двух близнецов-Ромула и Рема. По приказу Амулия дети были выброшены в корзинке в Тибр. Но божествен- ные близнецы не погибли. Воды реки выбросили их на берег, где их вскор- мила своим молоком волчица. Они были подобраны царским пастухом и выращены им. Впоследствии тайна их рождения была открыта. Юноши по- карали Амулия, вернули царство своему деду Нумитору и, собрав дружину из молодых воинов, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый ^род, который по жребию получил имя одного из близнецов - Ромула. Во
Рельеф, изображающий брак бога войны Марса и весталки Реи Сильвии- матери Ромула и Рема время ссоры Рем был убит братом, и Ромул стал первым царем Рима. Он поделил граждан на патрициев и плебеев, разделил все население на курии и создал войско, заложив основы могущества Рима. Первыми жителями Рима, по преданию, были лишь спутники Ромула. Чтобы получить жен для своих боевых друзей, Ромул пригласил на празд- ник своих соседей-сабинян с их семьями. В разгар празднества римляне бросились похищать сабинских девушек. Это привело к войне между рим- ской и сабинской общинами. Однако сабинянки примирили своих отцов и мужей, в результате чего произошло слияние сабинян и римлян в единое государство, которое стало управляться двумя царями - Ромулом и сабиня- нином Титом Тацием. Вторым царем Рима, по преданию, бь^л сабинянин Нума Помпилий, кото- рый учредил культы богов, жреческие и ремесленные коллегии. Его сменил воинственный Тулл Гостилий, разрушивший Альбу-Лонгу и переселивший ее жителей в Рим. После него правил Анк Марций, удачно восвавщий с лати- нами, построивший мост через Тибр и основавший первую римскую коло- нию, Остию, в устье Тибра. Затем царем стал Тарквиний Древний родом из Этрурии. При нем в Риме были созданы замечательные сооружения - цирк, храм на Капито- лии, подземный сточный канал - клоака. Тарквиний был убит, а на царство возведен воспитанный им сын рабыни, Сервий Туллий. Он провел социаль- ные реформы и обнес город мощной оборонительной стеной. Седьмым, последним царем, был будто бы убийца Сервия, его зять, Тарквипий Гордый. Он правил как тиран, за что был изгнан. После этого в Риме была устано- влена республика. Так излагают легенды начальную историю Рима. Легендарный материал о возникновении и древнейшем периоде римской истории можно считать истинным лишь частично. Для вос- становления действительной картины необходимо использовать дан- ные археологии. В эпоху Империи городская территория Рима включала в себя на левом берегу Тибра семь хол- мов - Палатин, Эсквилин, Авен- тин, Квиринал, Виминал, Целий и Капитолий. В результате ар- хеологических раскопок установ- лено, что некоторые из этих мест были заселены уже в X-VIII вв. до н.э. На Палатине жили люди, сжигавшие умер- ших, в то время как на Эскви- лине, Квиринале и Виминале обитали поселенцы, хоронившие покойников в земле. В палатин- ских жителях ученые на основа- нии тождества их погребальных обрядов и урн с альба-лонгскими видят латинян. Основываясь на сходстве погребений, а также на сабинском происхождении слова <Квиринал>, исследователи счи- тают обитателей других трех хол- мов сабинянами. Укрепленные селения были родовыми поселками, расположенны- ми на вершинах и верхних склонах холмов. Болотистые низины между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда люди начали осушать их. Родовые общины вели сначала обособлен- ный образ жизни, но постепенно, в течение VII в. до н.э. соседние селения слились в одно. Первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также лежащей под ним долины Субуры. На Палатине была выстроена крепость этого нового поселка. Обитатели его справляли ежегодно праздник Семигорья, название которого про- изошло от семи остановок праздничной процессии. Впоследствии это название и дало повод считать, что Рим возник на семи холмах. Вскоре селение расширилось за счет присоединения общин Квири- нала. Воспоминание об этом и содержит легенда о похищении са- бинянок. В том же VII п. до н.э. Целий был заселен этрусками и также включен в состав возникающего города. В начале VI в. до н.э. ста- новится обитаемым Капитолий, а низина между холмами - общей базарной площадью <форумом>, будущим центром общественной и политической жизни города Рима. На Капитолии была построена крепость и храм Юпитера, что превратило Капитолий в религиоз- ный и поенный центр Рима. Так путем объединения различных поселков в единую общину возник Рим. На заре своего существования будущая столица огром- ной империи представляла собой беспорядочное чередование кри- вых улиц, петляющих по невысоким холмам и сыроватым низи- нам - постоянному рассаднику малярии. Жилища первых римлян были весьма неприглядны: это даже не дома, а разбросанные без всякого плана хижины из ветвей, обмазанные глиной и крытые соло- мой или тростником. Но город стоял в удобном месте. Возвышен- ности создавали естественную защиту от врагов, рядом протекала судоходная река, в устье ее можно было добывать соль, вокруг было много леса, а по склонам холмов - сочные пастбища. Жители древнего Рима занимались в основном скотоводством, земледелие играло меньшую роль. Немалое значение на первых по- рах имели охота и рыболовство, а также добыча соли.
|