По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарк- 1>инли Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому 1о6ычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. ^ервой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Це- вры, отлитая в начале V в. до н.э. В V в. до н.э. постановки ста- ^й удостаивались боги и герои ранней Республики, легендарная ввушка Клелия, герой Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают гавить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Мно- ^гяе римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам 1<а Форуме. Во II в. до н.э. Форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по ко- >рому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, гливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э.- греческими скульпторами. Собственно, о римских скульпторах ничего неизвестно. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялась не ху- дожественная ценность работы, а портретное сходство. Постановка статуи должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важным, чтобы изображенное лицо не спутали с кем- нибудь другим. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская тра- диция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказы- вать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое коли- чество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально .хлынул поток греческих статуй, например один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на Форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах. Несмотря на обилие греческих подлинников, вывезенных из Гре- ции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных ста- туй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, ко- торые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет соб- ственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т.е. является подлинно реалисти- ческим.
|