В повседневной жизни римлян религия играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Осо- бенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безлич- ных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека. Длительное сохранение анимистических представлений тормозило развитие антропоморфного взгляда на богов, т.е. представление божества в виде человеческого образа. В силу консервативности мышления и медленного развития, свой- ственных идеологии города-государства, в религии долгое время со- хранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства. О благополучении дома заботились пенаты-божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяй- ства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа - покровителя-гения (дух-покровитель женщин назывался Юно- ной), который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемей- ным божеством и почитался всеми домашними. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями - манами. Но если об умер- ших не заботились их потомки, они преследовали живущих, стано- вились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был од- ним из важнейших и наиболее почитаемых в римской религии. Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты - хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллек- тива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально представлялся как мечущий копья охрани- тель стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов - Сатурн, жатвы - бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от посевов. С культом земледельческих богов связаны многие религиозные празднества римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абст- рактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. рим- ляне изображали многих своих богов в человеческом образе. На формирование римского пантеона оказала большое влияние этрус- ская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юно- gy _ этрусскую Уни, Минерву - этрусскую Менрву, возможно бога Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему ^гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Ка- питолии был построен по этрусскому образцу. Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди рим- ских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богцня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и пло- дородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покрови- II. тельница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, 1^ покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб- ражавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого на- чала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины ^ в почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божествен- >вую троицу Цереру, Либеру-Прозерпину-богиню растительности и преисподней и Либера - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества.
|