Одним из важнейших средств укрепления своей власти Август и последующие императоры считали поддержание древнеримской ре- лигии. Наряду с другими титулами они носили звание верховного жреца города Рима и римского государства. Август и его преемники установили круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, следили за состоянием храмов, устанавливали календарь празднеств, отпу- скали средства на содержание жречества. Они лично как верховные жрецы принимали участие в ряде религиозных церемоний, являв- шихся обязательными для римских граждан. Однако уже в 1 в. до н.э. в высших слоях римского общества относились весьма скептически к древним наивным представлениям о богах и героях, а на выполнение религиозных церемоний, в осо- бенности на различные формы гаданий, смотрели как на бессмыс- ленные формальности. Не внесло изменения в отношение к религии населения города Рима и установление новых культов - почитания <гения> импера- торов, объявлявшихся после смерти <божественными^, и почитания богини Ромы как божественной покровительницы всей римской дер- жавы. О скептическом отношении к культу почивших императоров можно судить по сатирической поэме Сенеки <Аполокинтозис>, вы- смеивавшей объявление <божественным> императора Клавдия. Представители высших слоев римского общества 1 в.н.э. все больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и к философскому мировоззрению - стоицизму, изложенному в трак- татах Сенеки, Эпиктета и в сочинении императора Марка Аврелия <К самому себе>. Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неиз- менен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах ху- дожников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним благам, огорчаться в несчастий. Счастье заключается в спокойствии духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом! Подобное философское учение как нельзя более подходило рабо- владельческой знати Римской империи. Оно призывало к терпели- вости низшие слои общества, угнетаемые римскими и местными ра- бовладельцами. Однако мировоззрение стоицизма было чуждо ог- ромному большинству населения Римской империи. Среди масс городского и сельского плебса Италии, и, особенно, провинций Империи вызывали большое сочувствие проповедники киники. Длинноволосые, бородатые, зачастую прикрытые одним рва- ным плащом, имея лишь посох да сумку для подаяния, учителя ки- нической философии бродили по городам и селениям, выступая с обличительными речами против богатых и знатных. Киники учили, что богатство и знатность не дают счастья человеку. Счастлив по- настоящему может быть лишь тот, кто. сведет до минимума свои потребности, отказавшись от всех удовольствий и радостей жизни. Зачастую речи киников, в которых они нападали на знать, вызывали неудовольствие носителей власти, что еще более усиливало симпа- тии к ним народных масс. Наиболее популярны в Римской империи были культы богов <спасителей>, о которых их последователи рассказывали, что они победили смерть и нашли способы даровать верующим в них бес- смертие в <загробном> мире. Тяжкое положение большинства сво- бодной бедноты и рабов, невозможность добиться улучшения его в земной жизни, заставляли их искать надежду и утешение в иллю- зорных религиозных учениях о загробной жизни <бессмертной ду- Bte>, о справедливом загробном суде, когда злые понесут должное аказание, а невинно страдавшие праведники получат <вечное> бла- женство. В разных провинциях Империи, особенно в восточной ее таста, еще в эллинистическую эпоху возникла вера в божественных впасителей, которые, будто бы, явившись на землю, уничтожат зло несправедливость и принесут людям справедливость и счастье. В ряде восточных стран издревле существовали культы богов <стра- "ЛМЬцев>, умиравших и вновь воскресавших. Это Дионис в Греции, ^^^РИС в Египте, Аттис в центральных областях Малой Азии, Адонис ff4> Финикии. Вместе с ними почитались и их божественные супруги, ^ Статуя из Аквинка считавшиеся покровительницами плодородия и материнства, - еги- петская Исида, <великая мать> Кибела, финикийская Астарта. В ос- нове этих верований лежало обожествление умирающей на зиму и воскрешающей весной растительности, зарываемого в землю зерна, возрождающегося в виде нового растения. Но с течением времени (со II в. до н.э.) в древние мифы об умирающих и воскрешающих богах угнетенные массы рабовладельческого общества стали вклады- вать новое содержание - обещание вечной загробной жизни. Постепенно восточные культы умирающих и воскрешающих богов <искупителей> стали распространяться далеко за пределы стран своего возникновения, а их почитатели стали считать божество, ко- торому они покланялись, верховным, а в ряде случаев и просто единственным богом, повелевающим природой и людьми. Проникновение в Италию и Рим восточных культов началось еще с конца III в. до н.э., когда стала почитаться <Великая мать> Ки- бела и ее возлюбленный, умиравший и воскресавший Аттис. Тогда же в Риме и Лации начали поклоняться греческому богу Дионису (Вакху). У После восточных походов Гнея Помпея в Италию было занесено почитание иранского божества Митры, а с первых лет принципата Августа все большее и большее распространение в западных про- винциях Римской империи стал получать культ Исиды и Озириса. Почитатели Исиды построили храмы в честь египетской богини во многих городах Италии и устраивали два раза в год торжествен- ные праздники. Особенно почитался осенний, когда жрецы изобра- жали смерть бога Озириса (Сераписа), убитого злым божеством Сетом, плач Исиды по убитому, радость по поводу воскресения Ози- риса и его победы над врагом. По верованиям поклонников Митры, этот бог, порожденный ска- лой, был защитником справедливости, света, воителем пославшего его на землю верховного божества - Ормузда. Постоянно сражаясь с темными силами зла, возглавленными злым божеством Ариманом, Митра убил олицетворение зла - громадного темного быка, из крови и мозга которого он сотворил полезные для людей растения и жи- вотных. По совершении своих подвигов Митра вознесся на небо, где он продолжает борьбу со злом. Однако в конце существования зем- ного мира Митра снова спустится на землю, уничтожит огнем злых людей, а добрым - верующим в него, - даст напиток бессмер- тия. Чтобы заслужить благоволение Митры, его почитатели омывались чистой водой, вкушали <священные> хлеб и вино, торжественно праздновали день рождения бога (25 декабря). Молельни в честь Митры с изображением его подвига (Митра убивает быка) были разбросаны по всей Римской империи. Основными почитателями Митры были воины, рабы и вольноотпущенники. Широкое распространение, сначала в восточной части Римской империи, а с1 в.н.э. в Италии получил и культ иудейского бога - Яхве. Первоначально Яхве почитался как один из иудейских пле- менных богов, но уже с конца VII в. до н.э. жречество храма в Иерусалиме стало называть его верховным божеством - сотворите- :'лем мира. 1. В эллинистическую эпоху поселения иудейских ремесленников, ржупцов, воинов появились во многих городах Сирии, Малой Азии, Греции, а с1 в. до н.э.-в Италии и даже в самом Риме. Многочисленное иудейское население вне пределов собственно удеи получило название <диаспоры>'. Где бы ни проживали вы- >дцы из Иудеи, они продолжали почитать бога Яхве, как единое кество. К началу современного летоисчисления в Иудее сложилась бога- религиозная литература, называвшаяся иерусалимским жречест- <торой> (законом), или <священным> писанием. В <священ- * книги входили миф о создании богом Яхве вселенной, земли, ительного и животного мира и первых людей - Адама и Евы, Диаспора - по-гречески - <рассеяние>. эпические сказания о легендарных предках и древних вождях, лето- писные своды и эротическая лирика, <пророческие> сочинения, пред- сказывавшие освобождение с помощью посланного Яхве вождя осво- бодителя - <мессии>, который не только освободит <народ Яхве> от иноземного ига, но и сделает его <первым народом земли>. Вера в появление <мессии> особенно усилилась в эпоху эллиниз- ма, когда Иудея оказалась под властью эллинистических царей, пер- воначально Птолемеев, а с конца III в. до н.э.- Селевкидов. ^ С 30-х годов II в. до н.э. правителями Иудеи стали цари-жрецы (<первосвященники>) из дома Хасмонеев, опиравшиеся на совет жрецов иерусалимского храма Яхве (<синедрион>), многочисленных служителей храма - <левитов> и учителей ( <рабби> ) <закона> - знатоков и толкователей <священной> литературы. В середине 1 в. до н.э. в пылу ожесточенной междуусобной борьбы за власть иудейские правители обратились к Помпею с прось- бой о помощи. Римские войска вторглись в Палестину, захватили Иерусалим и храм Яхве и превратили Иудею в зависимую от Рима страну. Сохраняя существование синедриона и верховных жрецов храма Яхве, позволяя им распоряжаться в вопросах религиозной жизни и внутреннего управления, римляне назначали в Иудею ца- рями своих ставленников. Таким <царем Иудеи> был уроженец со- седней с Иудеей области - Идумеи - Ирод, управлявший страной под контролем римского легата Сирии и особого уполномоченного (<прокуратора Иудеи>) во время правления Августа. Масса иудейского населения испытывала двойной гнет - как от римских наместников, так и от своих собственных угнетателей, ко- торые жили в постоянных усобицах и борьбе за власть. Кроме того, жрецы и учителя <закона> смотрели с презрением на массу земле- дельцев и дали ее представителям кличку - <амхаарец> (народ земли). В свою очередь сельские жители и ремесленники ненавидели представителей знати и <законоучителей>, которых они стали назы- вать <фарисеями>. Постепенно в Иудее сложились три религиозно- политические группировки - высшая жреческая знать, из которой комплектовался синедрион и выбирались, вернее, назначались рим- лянами верховные жрецы иерусалимского храма, - <первосвящен- ники>, называемые саддукеи; низшее жречество - учителя и толкова- тели <закона>, кичившиеся дотошным исполнением всех религиозных правил, обрядов и церемоний, - фарисеи и сектанты, жившие в осо- бых поселениях в пустынных местах, занимавшие оппозиционную по отношению к жреческой знати и фарисеям позицию, - ессены. О жизни и обычаях ессенов сообщает Иосиф Флавий. Он пишет, что <... они признают бессмертие души и считают стремление к справед- ливости высшей целью... это наилучшие люди, которые всецело от- даются земледельческому труду... имущество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк... Они не имеют ни жен, ни рабов... Живя сами по себе, они услуживают Друг другу. Для заведывания доходами и произведениями почвы они е помощью голосования избирают наиболее достойных лиц... послед- ние и должны заботиться о доставке хлеба и других припасов...> '. В конце сороковых годов текущего столетия археологи открыли остатки поселения ессенов поблизости от северного берега Мертвого моря и полностью подтвердили рассказ Иосифа Флавия о быте ессе- нов. Кроме того, в пещерах побережья Мертвого моря было обна- ружено много древних рукописей, названных по высыхающей речке Вади-Кумран <кумранские документы>. В пещерах Кумрана, кроме отдельных библейских сочинений, были найдены различные поуче- ния и толкования (комментарии) на книги древних пророков, а также аллегорические произведения, призывавшие верующих к борь- бе с врагами. К таким произведениям относится трактат о <Войне сынов света с сынами тьмы>. Был найден и устав общины ессенов. Среди иудеев Палестины и других областей Восточного Среди- земноморья существовали и другие секты - назареи и терапевты, ко- торые, подобно ессенам, хотя и сохраняли веру в бога Яхве, но не признавали официальных обрядов, установленных иерусалимским жречеством. Среди иудейских сектантов, особенно за пределами Палестины, широкую популярность приобрели философские идеи уроженца Александрии Египетской-Филона (ок. 20 г. дон.э.-54 г.н.э.). В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклекти- ческому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеа- лизма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными дог- мами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов и книг Биб.лии. Согласно учению Филона, первоначалом мира и окружающей человека действительности является <сущий> (бог Яхве) - недо- ступный человеческому познанию и обладающий мудростью и все- могуществом. Он творец окружающего человека чувственного мира, который существует и развивается по воле своего творца. Божество наполняет мир и поддерживает с ним связь, посылая в него своих бестелесных вестников (<ангелов>). Высшим из этих посланцев <су- щего> является-<логос> (божественное слово), который-<сын божий>. Говоря о человеке, Филон резко противопоставлял бессмерт- ную душу, заключенную в теле, и само тело, <душа> деятельна, а материя тела - бездеятельна и косна. В теле все худшее, что тянет человека к грубому, материальному миру, в душе все лучшее, что помогает человеку приблизиться к <сущему> путем доведения своей веры до экстаза. Филон проповедывал <подражание> божеству пу- тем аскетизма, отречения от мирских благ, покаяния, духовного очи- щения. Характеризуя историческое значение философии Филона, Ф. Эн- гельс писал: <Многочисленные дошедшие до нас сочинения. ' Иосиф Флавни. Древности, кн. XVIII, гл. 1,5. приписываемые Филону, возникли фактически из слияния аллегори- чески и рационалистически понятых еврейских преданий с грече- ской, а именно, стоической, философией> *.
|