Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
09.05.2024, 14:37
Главная РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В 1-II ВВ.Н. Э. Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [183]
400-1500 годы
Символы России [100]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [67]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [84]
“Златой” век Екатерины II [53]
Последний император [54]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [31]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [79]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [126]
Тайная история Украины [54]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [62]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [29]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [791]

Популярное
Восстание Цивилиса
Ген. от кав. Платов ген.-фельдм. кн. Кутузову, 25 сентября 1812 г
Комедия учится у трагедии
Знаменитые художники
Сиракузы. Два Дионисия. Дион
Входит Вавилон
Аристид Справедливый Авира

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Одним из важнейших средств укрепления своей власти Август и
последующие императоры считали поддержание древнеримской ре-
лигии. Наряду с другими титулами они носили звание верховного
жреца города Рима и римского государства. Август и его преемники
установили круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, следили
за состоянием храмов, устанавливали календарь празднеств, отпу-
скали средства на содержание жречества. Они лично как верховные
жрецы принимали участие в ряде религиозных церемоний, являв-
шихся обязательными для римских граждан.
Однако уже в 1 в. до н.э. в высших слоях римского общества
относились весьма скептически к древним наивным представлениям
о богах и героях, а на выполнение религиозных церемоний, в осо-
бенности на различные формы гаданий, смотрели как на бессмыс-
ленные формальности.
Не внесло изменения в отношение к религии населения города
Рима и установление новых культов - почитания <гения> импера-
торов, объявлявшихся после смерти <божественными^, и почитания
богини Ромы как божественной покровительницы всей римской дер-
жавы. О скептическом отношении к культу почивших императоров
можно судить по сатирической поэме Сенеки <Аполокинтозис>, вы-
смеивавшей объявление <божественным> императора Клавдия.
Представители высших слоев римского общества 1 в.н.э. все
больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и
к философскому мировоззрению - стоицизму, изложенному в трак-
татах Сенеки, Эпиктета и в сочинении императора Марка Аврелия
<К самому себе>. Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неиз-
менен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах ху-
дожников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому
истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение
ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним
благам, огорчаться в несчастий. Счастье заключается в спокойствии
духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом!
Подобное философское учение как нельзя более подходило рабо-
владельческой знати Римской империи. Оно призывало к терпели-
вости низшие слои общества, угнетаемые римскими и местными ра-
бовладельцами. Однако мировоззрение стоицизма было чуждо ог-
ромному большинству населения Римской империи.
Среди масс городского и сельского плебса Италии, и, особенно,
провинций Империи вызывали большое сочувствие проповедники
киники. Длинноволосые, бородатые, зачастую прикрытые одним рва-
ным плащом, имея лишь посох да сумку для подаяния, учителя ки-
нической философии бродили по городам и селениям, выступая с
обличительными речами против богатых и знатных. Киники учили,
что богатство и знатность не дают счастья человеку. Счастлив по-
настоящему может быть лишь тот, кто. сведет до минимума свои
потребности, отказавшись от всех удовольствий и радостей жизни.
Зачастую речи киников, в которых они нападали на знать, вызывали
неудовольствие носителей власти, что еще более усиливало симпа-
тии к ним народных масс.
Наиболее популярны в Римской империи были культы богов
<спасителей>, о которых их последователи рассказывали, что они
победили смерть и нашли способы даровать верующим в них бес-
смертие в <загробном> мире. Тяжкое положение большинства сво-
бодной бедноты и рабов, невозможность добиться улучшения его
в земной жизни, заставляли их искать надежду и утешение в иллю-
зорных религиозных учениях о загробной жизни <бессмертной ду-
Bte>, о справедливом загробном суде, когда злые понесут должное
аказание, а невинно страдавшие праведники получат <вечное> бла-
женство. В разных провинциях Империи, особенно в восточной ее
таста, еще в эллинистическую эпоху возникла вера в божественных
впасителей, которые, будто бы, явившись на землю, уничтожат зло
 несправедливость и принесут людям справедливость и счастье.
В ряде восточных стран издревле существовали культы богов <стра-
"ЛМЬцев>, умиравших и вновь воскресавших. Это Дионис в Греции,
^^^РИС в Египте, Аттис в центральных областях Малой Азии, Адонис
ff4> Финикии. Вместе с ними почитались и их божественные супруги,
^ Статуя из Аквинка
считавшиеся покровительницами плодородия и материнства, - еги-
петская Исида, <великая мать> Кибела, финикийская Астарта. В ос-
нове этих верований лежало обожествление умирающей на зиму и
воскрешающей весной растительности, зарываемого в землю зерна,
возрождающегося в виде нового растения. Но с течением времени
(со II в. до н.э.) в древние мифы об умирающих и воскрешающих
богах угнетенные массы рабовладельческого общества стали вклады-
вать новое содержание - обещание вечной загробной жизни.
Постепенно восточные культы умирающих и воскрешающих богов
<искупителей> стали распространяться далеко за пределы стран
своего возникновения, а их почитатели стали считать божество, ко-
торому они покланялись, верховным, а в ряде случаев и просто
единственным богом, повелевающим природой и людьми.
Проникновение в Италию и Рим восточных культов началось еще
с конца III в. до н.э., когда стала почитаться <Великая мать> Ки-
бела и ее возлюбленный, умиравший и воскресавший Аттис. Тогда
же в Риме и Лации начали поклоняться греческому богу Дионису
(Вакху). 

У После восточных походов Гнея Помпея в Италию было занесено
почитание иранского божества Митры, а с первых лет принципата
Августа все большее и большее распространение в западных про-
винциях Римской империи стал получать культ Исиды и Озириса.
Почитатели Исиды построили храмы в честь египетской богини
во многих городах Италии и устраивали два раза в год торжествен-
ные праздники. Особенно почитался осенний, когда жрецы изобра-
жали смерть бога Озириса (Сераписа), убитого злым божеством
Сетом, плач Исиды по убитому, радость по поводу воскресения Ози-
риса и его победы над врагом.
По верованиям поклонников Митры, этот бог, порожденный ска-
лой, был защитником справедливости, света, воителем пославшего
его на землю верховного божества - Ормузда. Постоянно сражаясь
с темными силами зла, возглавленными злым божеством Ариманом,
Митра убил олицетворение зла - громадного темного быка, из крови
и мозга которого он сотворил полезные для людей растения и жи-
вотных. По совершении своих подвигов Митра вознесся на небо, где
он продолжает борьбу со злом. Однако в конце существования зем-
ного мира Митра снова спустится на землю, уничтожит огнем злых
людей, а добрым - верующим в него, - даст напиток бессмер-
тия.
Чтобы заслужить благоволение Митры, его почитатели омывались
чистой водой, вкушали <священные> хлеб и вино, торжественно
праздновали день рождения бога (25 декабря). Молельни в честь
Митры с изображением его подвига (Митра убивает быка) были
разбросаны по всей Римской империи. Основными почитателями
Митры были воины, рабы и вольноотпущенники.
Широкое распространение, сначала в восточной части Римской
империи, а с1 в.н.э. в Италии получил и культ иудейского бога -
Яхве. Первоначально Яхве почитался как один из иудейских пле-
менных богов, но уже с конца VII в. до н.э. жречество храма в
Иерусалиме стало называть его верховным божеством - сотворите-
:'лем мира.
1. В эллинистическую эпоху поселения иудейских ремесленников,
ржупцов, воинов появились во многих городах Сирии, Малой Азии,
Греции, а с1 в. до н.э.-в Италии и даже в самом Риме.
Многочисленное иудейское население вне пределов собственно
удеи получило название <диаспоры>'. Где бы ни проживали вы-
>дцы из Иудеи, они продолжали почитать бога Яхве, как единое
кество.
К началу современного летоисчисления в Иудее сложилась бога-
религиозная литература, называвшаяся иерусалимским жречест-
<торой> (законом), или <священным> писанием. В <священ-
* книги входили миф о создании богом Яхве вселенной, земли,
ительного и животного мира и первых людей - Адама и Евы, 
Диаспора - по-гречески - <рассеяние>.
эпические сказания о легендарных предках и древних вождях, лето-
писные своды и эротическая лирика, <пророческие> сочинения, пред-
сказывавшие освобождение с помощью посланного Яхве вождя осво-
бодителя - <мессии>, который не только освободит <народ Яхве> от
иноземного ига, но и сделает его <первым народом земли>.
Вера в появление <мессии> особенно усилилась в эпоху эллиниз-
ма, когда Иудея оказалась под властью эллинистических царей, пер-
воначально Птолемеев, а с конца III в. до н.э.- Селевкидов. ^
С 30-х годов II в. до н.э. правителями Иудеи стали цари-жрецы
(<первосвященники>) из дома Хасмонеев, опиравшиеся на совет
жрецов иерусалимского храма Яхве (<синедрион>), многочисленных
служителей храма - <левитов> и учителей ( <рабби> ) <закона> -
знатоков и толкователей <священной> литературы.
В середине 1 в. до н.э. в пылу ожесточенной междуусобной
борьбы за власть иудейские правители обратились к Помпею с прось-
бой о помощи. Римские войска вторглись в Палестину, захватили
Иерусалим и храм Яхве и превратили Иудею в зависимую от Рима
страну. Сохраняя существование синедриона и верховных жрецов
храма Яхве, позволяя им распоряжаться в вопросах религиозной
жизни и внутреннего управления, римляне назначали в Иудею ца-
рями своих ставленников. Таким <царем Иудеи> был уроженец со-
седней с Иудеей области - Идумеи - Ирод, управлявший страной
под контролем римского легата Сирии и особого уполномоченного
(<прокуратора Иудеи>) во время правления Августа.
Масса иудейского населения испытывала двойной гнет - как от
римских наместников, так и от своих собственных угнетателей, ко-
торые жили в постоянных усобицах и борьбе за власть. Кроме того,
жрецы и учителя <закона> смотрели с презрением на массу земле-
дельцев и дали ее представителям кличку - <амхаарец> (народ
земли). В свою очередь сельские жители и ремесленники ненавидели
представителей знати и <законоучителей>, которых они стали назы-
вать <фарисеями>. Постепенно в Иудее сложились три религиозно-
политические группировки - высшая жреческая знать, из которой
комплектовался синедрион и выбирались, вернее, назначались рим-
лянами верховные жрецы иерусалимского храма, - <первосвящен-
ники>, называемые саддукеи; низшее жречество - учителя и толкова-
тели <закона>, кичившиеся дотошным исполнением всех религиозных
правил, обрядов и церемоний, - фарисеи и сектанты, жившие в осо-
бых поселениях в пустынных местах, занимавшие оппозиционную
по отношению к жреческой знати и фарисеям позицию, - ессены.
О жизни и обычаях ессенов сообщает Иосиф Флавий. Он пишет, что
<... они признают бессмертие души и считают стремление к справед-
ливости высшей целью... это наилучшие люди, которые всецело от-
даются земледельческому труду... имущество у них общее, и богач
пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк... Они
не имеют ни жен, ни рабов... Живя сами по себе, они услуживают
Друг другу. Для заведывания доходами и произведениями почвы они
е помощью голосования избирают наиболее достойных лиц... послед-
ние и должны заботиться о доставке хлеба и других припасов...> '.
В конце сороковых годов текущего столетия археологи открыли
остатки поселения ессенов поблизости от северного берега Мертвого
моря и полностью подтвердили рассказ Иосифа Флавия о быте ессе-
нов. Кроме того, в пещерах побережья Мертвого моря было обна-
ружено много древних рукописей, названных по высыхающей речке
Вади-Кумран <кумранские документы>. В пещерах Кумрана, кроме
отдельных библейских сочинений, были найдены различные поуче-
ния и толкования (комментарии) на книги древних пророков, а
также аллегорические произведения, призывавшие верующих к борь-
бе с врагами. К таким произведениям относится трактат о <Войне
сынов света с сынами тьмы>. Был найден и устав общины ессенов.
Среди иудеев Палестины и других областей Восточного Среди-
земноморья существовали и другие секты - назареи и терапевты, ко-
торые, подобно ессенам, хотя и сохраняли веру в бога Яхве, но не
признавали официальных обрядов, установленных иерусалимским
жречеством.
Среди иудейских сектантов, особенно за пределами Палестины,
широкую популярность приобрели философские идеи уроженца
Александрии Египетской-Филона (ок. 20 г. дон.э.-54 г.н.э.).
В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклекти-
ческому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеа-
лизма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными дог-
мами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов
и книг Биб.лии.
Согласно учению Филона, первоначалом мира и окружающей
человека действительности является <сущий> (бог Яхве) - недо-
ступный человеческому познанию и обладающий мудростью и все-
могуществом. Он творец окружающего человека чувственного мира,
который существует и развивается по воле своего творца. Божество
наполняет мир и поддерживает с ним связь, посылая в него своих
бестелесных вестников (<ангелов>). Высшим из этих посланцев <су-
щего> является-<логос> (божественное слово), который-<сын
божий>. Говоря о человеке, Филон резко противопоставлял бессмерт-
ную душу, заключенную в теле, и само тело, <душа> деятельна, а
материя тела - бездеятельна и косна. В теле все худшее, что тянет
человека к грубому, материальному миру, в душе все лучшее, что
помогает человеку приблизиться к <сущему> путем доведения своей
веры до экстаза. Филон проповедывал <подражание> божеству пу-
тем аскетизма, отречения от мирских благ, покаяния, духовного очи-
щения.
Характеризуя историческое значение философии Филона, Ф. Эн-
гельс писал: <Многочисленные дошедшие до нас сочинения.
' Иосиф Флавни. Древности, кн. XVIII, гл. 1,5.
приписываемые Филону, возникли фактически из слияния аллегори-
чески и рационалистически понятых еврейских преданий с грече-
ской, а именно, стоической, философией> *.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Интересное
Вооруженный пограничный конфликт в районе озера Жаланашколь
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ
Бой эскадрильи истребителей со смешанной группой противника
Карьера при Ленине
Памяти Димы Чижова
ОБЕЗЬЯНА ИЛИ АДАМ? (В ПОИСКАХ ПРАРОДИТЕЛЯ)
Документы из архива Президента Российской Федерации

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz