Еще до объявления Медиоланского эдикта, Константин издал указ, по которому христианское духовенство было освобождено от всех личных повинностей в пользу государства. Это было подтверж- дено в эдикте 315 г., ограждавшем свободное проведение христиан- ских молитвенных собраний. Представители христианской церкви и церковные общины получили права юридических лиц. Они могли приобретать и отпускать на свободу рабов, получать вклады и на-
следства, свободно распоряжаться своим имуществом. Христианские церкви получили право убежища- Было запрещено привлекать хри- стиан к участию в языческих празднествах. Но, с другой стороны, если должность, которую занимал христианин, предполагала участие в таких празднествах, то это ему не возбранялось. Сам Константин продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись язы- ческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое, Аполлона - Гелиоса, Христа и других богов. Однако часть язы- ческих храмов Константин закрыл и упразднил жреческие долж- ности при этих храмах. Были конфискованы храмовые цен- ности. Но среди христиан в это время усилились разногласия. Они были порождены изменениями социального состава христианских общин. Усиление взаимных связей между ранее разобщенными христиан- скими общинами обнаружило разные варианты христианского веро- учения. Недавние гонения тоже отразились на положении различных групп христиан. В годы преследования далеко не все христиане ока- зались достаточно стойкими. Среди поколебавшихся были и епископы. Так, в Африке, на почве обвинений в нестойкости, проявленной кар- фагенским епископом, возникло мощное течение против епископа, возглавленное пресвитером Донатом и по его имени известное под названием донатизма. Популярность Доната в Африке была так ве- лика, что впоследствии его самого избрали епископом Карфагепа. В этом течении в религиозной форме отразился сепаратизм африкан- ских провинций, который никогда не удавалось полностью ликвиди- ровать. Социальный состав последователей Доната был пестрым. К донатистам примкнули и низшие слои африканского населения, которые в религиозной форме выражали стихийный протест против социального неравенства и возникшего союза христианской церкви с Империей. Они начали объединяться в отряды и нападать на мест- ных богачей, в особенности на ростовщиков, и даже на представи- телей разбогатевшего высшего духовенства. Впоследствии они полу- чили название <циркумцеллионов> (<бродящих вокруг жилищ>). Циркумцеллионы считали себя хранителями раннехристианской доб- родетели, когда христианство было религией бедняков. Официальная церковь осудила движение донатистов. Правительство Константина отнеслось к донатизму враждебно. Почти одновременно с донатизмом в христианстве возникло дру- гое оппозиционное течение. В Египте александрийский пресвитер Арий выступил против утвердившегося учения о том, что Христос равен богу Отцу. Он утверждал, что Христос не <единосущен>, а <подобносущен> богу Отцу и существовал не извечно и является не богом, а посредником между богом и людьми. В возникшем остром религиозном споре главным противником Ария и сторонником орто- доксальной христианской доктрины был епископ александрийский Афанасий. Арианство получило распространение в Империи, так как фактически было попыткой компромисса между христианской и ан тичной идеологией неоплатоников с их учением о промежуточном существе, осуществляющем связь между богом и людьми. Это была одна из попыток осмыслить христианство с точки зрения интелли- гентного античного язычника. Константин, поддерживавший христи- анскую церковь, естественно, был противником всяких раздоров в ее среде. Он стремился к примирению группировок, потому что полемика ослабляла церковную организацию. Слабо разбираясь в христианском учении, Константин отстаивал традиционную точку зрения о полном равенстве Христа с богом Отцом. К тому же это равенство укрепляло и возвеличивало власть доминуса, который, та- ким образом, опирался на божье покровительство, а не на покрови- тельство божьего посредника,' как это выходило согласно учению Ария. Кроме того, Константин заподозрил в арианстве проявление египетского сепаратизма. В борьбе с донатизмом Константин созывал съезды - соборы епископов еще тогда, когда был правителем западной половины Империи. А сделавшись ее единым главой, он сразу решил созвать собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить с религиозными разногласиями. Собор состоялся в 325 г. в мало- азийском городе Никое. Он получил название 1-го Вселенского, т.е. представлявшего не какую-либо часть или половину^ а всю римскую <Вселенную>, всю Римскую империю. Правда, на собор съехались преимущественно епископы ее восточной части, представителей За- пада было мало. Но среди последних был влиятельный епископ ис- панского города Кордубы Хозий, личный советник и друг импера- тора Константина, сторонник ортодоксальной христианской доктрины о <единосущности> Христа с богом Отцом. Открыл заседание еще остававшийся язычником и великим понтификом Константин, но деловое руководство собором он поручил епископу Хозию. Прения на соборе были бурными. Константин настаивал на том, чтобы враж- дующие стороны пришли к соглашению на ортодоксальной основе, и под давлением Константина большинство епископов осудило ари- анство. Два епископа, отказавшиеся подписать решение Никейского собора, и сам Арий были прокляты и сосланы. Но арианство, как и донатизм, продолжало существовать и достигло своего наибольшего распространения после смерти Константина. Кроме того, на соборе в Никое был принят церковный христианский календарь (распределе- ние христианских праздников по месяцам и числам), а также была уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Алек- сандрии и Антиохии получили звание патриархов, а первые два - почетные звания пап. Во главе клира провинций были поставлены архиепископы, а в городах возглавляли клир епископы, послушно выполнявшие все указания имперской администрации.
|