Во второй четверти первого тысячелетия^) н.э., когда италики, иллирийцы и лигуры жили еще в условиях первобытио-общинного строя, у этрусков сложилось классовое общество и возникли при- митивные формы государственной организации. Не исключено, что раньше всего этруски обосновались на во- сточном побережье Апеннинского полуострова в области к югу от нижнего течения р. Падуса, а несколько позднее расселились в до- лине р. Арнуса и далее на юг до р. Тибра в той части полуострова, которая получила в древности название Этрурии, а сейчас назы- вается Тосканой. Главной отраслью хозяйства в Этрурии было земледелие. Есте- ственное плодородие почвы, использование железных орудий и строительство дренажных сооружений позволили этрускам собирать богатые урожаи зерновых, льна и винограда. Запасы меди, олова и железа на Ильве послужили основой для развития ремесленной металлургии и металлообработки. Этруски создали керамическое производство; они выделывали сосуды черного цвета (так наз. бук- *вро) и славились техникой обработки камня. Важное место в экономике этрусков занимала торговля. Развитию внутрииталийских связей способствовали ежегодные ярмарки, которые проводились в роще Феронии. Особое значение имела торговля металлическими изделиями. Этруски продавали железные изделия даже за пределами Италии. Сначала вывоз металла из Этрурпи осуществлялся италийскими гре- ками. Но с VII в. до н.э. этруски вели торговлю самостоятельно и сделались для народностей северной и средней части Апеннинского полуострова поставщиками заморских товаров. О разветвленности внешнеторговых связей этрусков свидетельствует богатый заупокой- ный инвентарь их погребений. Этрусские погребения многочисленны и хорошо изучены. Наи- более хорошо сохранились вырубленные в скалах усыпальницы зна- ти - камерные гробницы. Над некоторыми из них насыпаны круг- лые холмы. Стены гробниц украшены фресками, а погребальные комнаты наполнены богатыми приношениями. Археологи обнаружили в гробницах египетские сосуды, страусовые яйца с изображением сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды из Сирии и с Кипра, греческие, коринфские и аттические черно- и краснофигурные вазы и бусы из янтаря, привезенного с побережья Балтики '. Трудоемкие работы по осушению почвы и строительству горо- дов, скальных гробниц в древности всегда предполагают применение подневольного труда. Этрусские некрополи ^ хранят следы ритуаль- ных убийств рабов. О наличии в этрусском обществе рабов свиде- тельствуют также сообщения ангичных историков об огромном коли- честве слуг в домах богатых этрускон н обычае погребальных обря- Дов, когда рабов заставляли драться насмерть во время похорон господина. Рабы, видимо, не были единственным эксплуатируемым слоем на- свлевия в Этрурии. Античные авторы упоминают зависимых людей * Единственным районом местонахождения янтаря в Европе является режье Балтийского моря от Клайпеды до Калининграда. 'Некрополь>-с греческого -<город мертвых> (кладбище).
Рисунок с египетскими мотивами на этрусском серебряном кубке из числа обедневших этрусков или покоренного ими населения. Правящим слоем в этрусском обществе были лукумоны, из среды которых выходили военные вожди и жрецы. Из знатных родов на юге Этрурии выделялся род Тарквиниев, давший название одному из городов. Позднее представители рода Тарквиниев жили в городах Цэре и Риме. Род был отцовский, но женщина занимала почетное место в семье. В надписях наряду с именем отца этруски упоми- нали имя матери. Имущественное расслоение и неравенство порождали попытки социального протеста. Одной из форм возмущения обедневшего люда, лучше всего освещенной в источниках, была эмиграция. Эми- гранты группировались вокруг каких-нибудь вождей, потерпевших неудачу в политической борьбе, или смелых авантюристов, стремив- шихся найти счастье на чужбине. Об одном из таких - Авкне из г. Перузия - рассказывают древние легенды. Авкн, сын или брат основателя Перузии, собрал дружину и отправился на север в до- лину реки По, где заложил город Фельзину (совр. Болонья). Этрурия не представляла собой единого государства, а была со- вокупностью отдельных городов-государств. Некоторые из них объ- единялись в союзы. Античная традиция приписывает этрускам созда- ние трех двенадцатиградий, т.е. союзов 12 городов. Но городов было больше. Наиболее известен союз 12-ти городов собственно Этрурии (совр. Тоска- ны). Союз носил религиозный характер и не был прочным, так как входящие в него города часто враждовали между собой. Центром союза был г. Вольсинии со святи- лищем, посвященным главному этрусскому божеству Вертумну. Здесь происходили ежегодные празднества и выбирался глава союза. Другими значительными городами были Вейи, недалеко от Рима, и располо- женные в плодородных долинах Клузий, Перузия, приморский город Популония, в которой перерабатывалась железная руда с близлежащего о. Ильва, Тарквинии и Цэре< Большинством этрусских городов управ- ляли цари. Цари одевались в тогу с пурпур- ной каймой, восседали на украшенном сло- новой костью, так называемом курульном кресле. Во время торжественных выходов их сопровождали стражи, несшие на плече связки прутьев с воткнутым в них боевым топором, называвшиеся фасциями. Все эти пышные атрибуты власти были затем заим- ствованы римлянами. Постепенно в большинстве этрусских городов цари были заменены выборными должностными лицами -зилахами, маруну- хами, пуртнами, которые выбирались из среды знати. Бронзовая этрусская статуэтка из Спины Этруски были смелыми мореходами, и их прибрежные города имели боевые ко- рабли. Каждый город располагал сухопут- ным войском. Основной частью его были воины, вооруженные бронзовыми шлемами щитами и оснащенные длинными копьями > мечом. Знать составляла отряды колесничих. Потребность в новых землях и рынках, а также обострение со- циальных противоречий влекли этрусков на путь колонизации. Стремление освободиться от посредничества италийских греков в торговле с Востоком привело в VI в. до н.э. к захвату восточных берегов о. Корсики и Сардинии, ряда прибрежных пунктов в Кампании, которая затем была колонизована этрусками. Здесь было образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наибо- лее значительными из них были: Нола, Геркуланум и Помпеи. Крупными этрусскими центрами в Северной Италии были города Атрия и Мантуя, находившиеся на торговых путях в область вене- тов и к Альпам, Фельзина, порт Спина и др. В Паданской Этрурии было сильным культурное влияние греков. В некоторых городах греки составляли значительную часть населения и входили в состав правящей группировки, например в Спине. Если на севере этруски мирно делили с греками господство на Ардиатическом побережье, то в Кампании их соперничество приво- дило к острым конфликтам. Естественным союзником этрусков про- тив греков был Карфаген, претендовавший на господство в Запад- ном Средиземноморье. В 5.35 г. до п.э. карфагеняне и этруски, объ- единившись, нанесли грекам поражение в морском бою при Алалии (Корсика). В результате этой победы этруски распространили свою власть на всю Корсику. Первая половина VI в. до н.э.- время максимального расцвета этрусских городов и их экспансии в Италии. Однако в 524 г. до н.э. этруски были разбиты греками сначала в Кампании, затем в Лации, а в 474 г. до н.э. в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н.э. падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере, где на этрус- ские города обрушились кельты, ворвавшиеся в долину реки По через перевалы в Восточных Альпах. С чем же связано падение этрусской гегемонии в Италии? Пре- жде всего, с внутренней слабостью этрусских городов-государств: социальные противоречия подтачивали их изнутри. Не было крепкой связи и между отдельными городами. Взаимное соперничество раз- общало и ослабляло их, не позволяло создать единый фронт про- тив италиков, греков и, позднее, кельтов. Неблагоприятно сказыва- лось изменение ситуации в Восточном Средиземноморье: греко-пер- сидские войны подрывали экономику этрусских городов, благосо- стояние которых зависело от торговли с Востоком. Однако, несмотря на падение политического могущества этрус- ков, их культурное влияние оставалось доминирующим в северной и средней частях полуострова до конца IV в. до н.э. Большим признанием пользовались в древнем мире этрусские прорицатели - гаруспики, носители этрусского учения, изложенного в <Священных этрусских книгах>, известных нам по упоминаниям античных авторов. <Священные книги> содержали предписания от- носительно гаданий по внутренностям животных, по сверканию мол- ний, по освящению городов и храмов и т.п. Этруски считались искусными градостроителями. Они создавали города по определенному плану, совершая при этом особые церемо- нии, которые впоследствии были восприняты римлянами. Границы будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запря- женным коровой и быком. На местах, отведенных для городских во- рот, плуг поднимался и борозда прерывалась. Города обносились мощными каменными стенами и делились на кварталы. В центре стоял храм, окруженный колоннами. Храм украшали изображения богов и открытая площадка для гаданий. Боги этрусков гневны и загадочны. Поэтому люди вынуждены постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы (вплоть до человеческих жертвоприношений). Самым могущественным божест- вом этруски считали Вертумна, затем шли Тиния, Уни и Мнерва, которые впоследствии были введены в римский пантеон в качестве капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы). На почве культа мертвых у них возникла вера в загробный мир, наполнен- ный, как и земной, духами, большинство которых - злые и ко- варные. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм. Саркофаги знати обычно украшались скульптурами усопших. Изоб- ражения передают индивидуальные особенности без всяких при- крас - грубость черт, излишнюю полноту и т.п. В этрусской культуре легко обнаруживаются восточные элемен- ты. Камерные гробницы и в архитектурном и в техническом отно- Ивниях напоминают могильные склепы Малой АЗИИ: мотивы и тех- -ка изображений борющихся между собой диких зверей, львов и негров, нападающих на коз и ланей, воспроизведение сфинксов, хи- мер крылатых богов на саркофагах и утвари имеют свои прото- Х в Передней Азии. Но с течением времени этрусская культура больше впитывала греческие элементы. Этруски подражали гре-
Изображение этрусского божества (<Аполлон> из Вей) Статуэтка. дней, несущий своего отца Анхиза
кам в формах и орнаментах керамики. Заметной эллинизации под- верглась духовная культура Этрурии. Этрусские божества приобре- тали черты и функции греческих; образы греческой мифологии - например, Геракл - и мотивы гомеровского эпоса были усвоены этрусками. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена и народности и, в частности, на римлян, в культуре кото- рых прослеживается влияние этрусков: типы храмов, почитание этрусских божеств, парадная мебель царей и старейшин, фасции у спутников магистратов и т.д.
|