МЬЯНМА, Союз Мьянма (бывшая Бирма), государство в Юго-Восточной Азии. На западе омывается водами Бенгальского залива и граничит с Бангладеш и Индией, на севере и северо-востоке — с Китаем, на востоке — с Лаосом и Таиландом. Столица — Янгон (бывш. Рангун), расположена на восточной окраине дельты р.Иравади. Мьянма обладает большими резервами неосвоенных земель, богатыми лесными и минеральными ресурсами. Мьянма — один из центров буддийской культуры. Историческое ядро Мьянмы и родина бирманцев — долины рек Иравади и Ситаун. К западу от долины Иравади, за хребтом Ракхайн, живут араканцы, которые сохраняли независимость на протяжении бльшей части истории Мьянмы. Они имеют отдаленное сходство с первыми жителями Бирмы пью (или пяо). Хотя пью не сохранились как этнос, они принимали участие в создании одной из древнейших цивилизаций на территории нынешней Мьянмы в 7 в. н.э. Другая коренная народность, которую считают ветвью монов (или талаингов), господствовала на побережье области Танинтайи и землях соседнего района Татхоун и дельты Иравади и колонизовала лежащие к востоку за горными грядами правобережные районы бассейна р.Чаупхрая (Менам). Государство монов окончательно пало под ударами бирманской династии Конбаунов в середине 18 в. На Шанском нагорье преобладают родственные тайцам и монам шаны, которые занимают основную часть его равнинных территорий. Шаны правили Верхней Бирмой после того, как Хубилай разрушил в 1287 бирманскую столицу Паган, и вплоть до 16 в., когда они признали зависимость от бирманских властителей. Моны и пью. Древнейшую цивилизацию в Нижней Бирме связывают с монами. В начале нашей эры моны наладили торговые и культурные связи с Индией, особенно с соседней областью Бенгалией и портами на восточном побережье Декана, они заимствовали индуистскую концепцию и символику королевской власти. Монахи-брахманы были придворными советниками, а сами правители обожествлялись в силу высокочтимости места, отводимого им при храмовых церемониях. Моны восприняли буддизм школы тхеравада (хинаяна) в 1 в. н.э. Позднее, в I тысячелетии н.э., бирманские моны оказались в составе монского государства Дваравати, центром которого была долина р.Менам на юге современного Таиланда. В конце 11 в. камбоджийские кхмеры уничтожили это государство, но не подчинили земли бирманских монов. В то же время, покорив пью, моны установили свою власть над большей частью Нижней Бирмы. При бирманском короле Аноратхе (Анируда, Анората, ок. 1044 — ок. 1077) моны вошли в состав обширного государства, простиравшегося от Мандалая вплоть до побережья. Пью, как и позднее появившиеся родственные им бирманцы, относятся к тибетским народам, проникшим в долину Иравади с севера в ходе нескольких миграций. Государство пью Шрикшетра (с одноименной столицей), распространившееся вверх по долине Иравади и на запад в пределы области Ракхайн, достигло расцвета между 500 и 700 н.э. Оно поддерживало коммерческие и культурные отношения с индуистской и буддийской Индией, которые осуществлялись наземными и морскими путями. Столичный город достигал нескольких километров в окружности, был защищен надежными укреплениями и украшен буддийскими храмами внушительных размеров. Пью вели в ограниченных масштабах торговлю с Китаем через соседнее государство тайских народов Наньчжао, существовавшее на месте юго-западной провинции Юньнань. К 9 в. Шрикшетра утратила свое былое политическое влияние, отчасти под давлением монов с юга. Государство Паган существовало в течение нескольких столетий. В середине 9 в. новая волна тибетоязычных мигрантов-бирманцев пересекла территорию Наньчжао и достигла верхнего течения Иравади. Переселенцы освоили территорию вдоль большой излучины реки поблизости от местоположения современного города Мандалай, заимствовав элементы хозяйства у своих предшественников пью и монов. Собственно бирманцы унаследовали от них три высокоразвитых очага поливного рисосеяния: Шуэбо, Чаусхе и Минбу. Столица Паган выросла на крутом берегу р.Иравади ниже ее слияния с Чиндуином между современными городами Пакхоуку и Чау. Господствующей религией стала ветвь буддизма махаяна; вероятно, она пришла из Бенгалии. Паган возвысился как главный город одноименной империи примерно в 1044, когда король Аноратх вынудил монского государя в Татхоуне к капитуляции и, таким образом, получил выход к морю. Аноратх перевел весь монский двор в Паган и внедрил среди своих подданных-бирманцев южное направление буддизма — хинаяну. История Пагана (1044-1287) замечательна во многих отношениях. Территориально Паган включал основную часть долины Иравади и простирался от области Ракхайн на западе до левобережья р.Салуин на востоке. Величественные архитектурные памятники Пагана, построенные в индийском и монском стилях, уступают лишь храмам в Камбодже. Особенно выделяются три храма: Ананда, Татбинью и Годопалин. На территории в 65 кв. км находятся тысячи буддийских культовых объектов. Многие из них поражают своими размерами. В некоторых жизненно важных отношениях, особенно в концепции управления государством, в Пагане доминировал индуизм, однако в целом ведущим фактором культурной жизни оставался буддизм. Поворотный пункт в истории страны наступил в 1165, когда сингальская армия с Цейлона совершила успешное нападение на город Паган в отместку за препятствия, чинившиеся сухопутной торговле Цейлона с Камбоджей. Сингалам не удалось закрепиться в Бирме, но разделявшаяся ими ветвь буддизма — тхеравада — была воспринята группой монахов, благодаря которым буддизм стал массовой религией бирманцев. Это произошло на фоне последовавшего резкого ослабления влияния монов и способствовало формированию эклектичной бирманской культуры. Государство Паган распалось в последней четверти 13 в. Частично его гибель была следствием внутреннего упадка, однако большую роль сыграли неоднократные вторжения монгольских войск из Китая, в конечном счете захвативших город Паган в 1287. Верхняя Бирма была освобождена от завоевателей в начале 14 в. благодаря усилиям шанских князей. Многие из них были выходцами из этой области, другие бежали из Наньчжао, разоренного монголами в 1253. В последующие 250 лет различные шанские властители правили Верхней Бирмой, а моны сумели утвердиться в дельте Иравади и на побережье Танинтайи. Новой столицей их государства стал Пегу. Когда в 1511 португальцы овладели городом Малакка, монские суда уже регулярно заходили в его порт. Корабли монов, построенные из тиковой древесины высоко ценились в Юго-Восточной Азии. В 1365 шанский князь основал новый столичный город Ава в Верхней Бирме на р.Иравади к югу от современного Мандалая. Династии Таунгу и Конбаун. Разоренное бирманское население обрело, наконец, лидера в лице короля Минджиньо (1486-1531) из Таунгу, сравнительно отдаленного городского центра, расположенного на р.Ситаун в 240 км к северу от Пегу. Утверждению династии Таунгу благоприятствовало разрушение Авы вторгшимися в 1527 шанами, которые захватили район Чаусхе, а затем покорили монское государство Пегу в Нижней Бирме. При величайшем из королей этой династии Байиннауне (1551-1581) в состав Бирмы были включены земли на востоке вплоть до Чиангмая в Таиланде и до Вьентьяна в Лаосе. Венецианец Цезарь Фредерик, посетивший Бирму в 1569, писал, что, хотя Байиннаун «не располагает армией или военным флотом», он «далеко превосходит Великого турка (т.е. султана Османской империи) по богатству и мощи». В 1634 бирманская столица была перенесена в глубь страны, из Пегу в Аву, что позволило монам восстановить свои позиции в Нижней Бирме. В 1730-х годах моны предприняли нападение на Центральную долину, включая Аву, но не смогли сдержать мощного контрнаступления, предпринятого с севера сыном городского старосты Шуэбо, который впоследствии стал королем под именем Алаунпая и основал династию Конбаунов. Во время правления Алаунпая бирманцы вытеснили монов из центральной Бирмы и разрушили их столицу Пегу. Новый король развернул боевые действия в Таиланде, сумев на время присоединить его северо-западные районы к своему государству. В 1767 один из преемников Алаунпая захватил и опустошил тайскую столицу Аютию. Бирманские войска на границе с Китаем отразили попытки вторжения отрядов маньчжуров. В конце 18 в. бирманцы завоевали Ракхайн (1784) и подавили ряд вооруженных выступлений монов. Однако устремления короля Бодопая (1782-1819) выступить против вновь усилившегося Таиланда окончились неудачей. В начале 19 в. Конбауны наладили контакты с британскими властями в соседней Бенгалии и Ассаме, куда несколько раз вторгались бирманские войска. Отношения Бирмы с Англией до 1885. Первая англо-бирманская война (1824-1826) была вызвана пограничными трениями в Ракхайне и вторжением бирманской армии в глубь Ассама с целью проникнуть в Бенгалию. Англо-индийские войска предприняли атаку с моря и захватили Рангун, вынудив бльшую часть бирманских вооруженных сил покинуть Ассам. Англичанам удалось продвинуться вверх по долине Иравади к городу Ава. В соответствии с договором, подписанным в 1826 в Яндабу, Бирма лишилась приморских областей Ракхайн и Танинтайи, отказалась от притязаний на Манипур и Ассам, обязалась выплатить крупную контрибуцию, воздерживаться от военных действий против Таиланда, принять английского редидента, заключить торговое соглашение с Великобританией. Ракхайн подпал под контроль колониальной администрации Индии, а Танинтайи управлялся эмиссаром с о.Пинанг и английской колонии на п-ове Малакка. Отношения с Англией ухудшились после 1831, и британскому резиденту пришлось покинуть Аву в 1839. Конфликт между британскими купцами и бирманскими властями в Пегу и Рангуне послужил предлогом для колониальной администрации Британской Индии оккупировать дельту Иравади в 1852. В то время интересы английских лесоторговцев и других предпринимателей, заинтересованных в эксплуатации ресурсов Бирмы и в проникновении на ее внутренний рынок, стимулировали британскую экспансию далее на север: от города Тауннгу вверх по р.Ситаун и от города Пьи (Пром) вверх по р.Иравади. Политический кризис 1852-1853 постепенно затих, когда при поддержке дворцовой партии на престол взошел король Миндон (1853-1878). Это был умный, доброжелательный и умеренный правитель, который сумел сохранить целостность государства, несмотря на несколько серьезных внутренних конфликтов и ослабление мощи центральной власти. Миндон отказался закрепить официальным договором передачу Нижней Бирмы Британской Индии, хотя и сознавал тщетность попыток вернуть силой прежние владения. Король поощрял поэтапную модернизацию страны, не противодействовал развитию торговли с Англией и поддержал в начале 1870-х годов безуспешное стремление последней проникнуть на рынки западного Китая. В последние годы правления Миндона ухудшились отношения с Лондоном, который был обеспокоен намерением короля установить дипломатические и торговые связи с Италией и Францией. С 1872 английский представитель в Мандалае отказался следовать обычаю снимать обувь, появляясь в королевском дворце. Этот резкий шаг существенно осложнил отношения между государствами. В 1878 на бирманский престол взошел король Тибо. Непосредственных столкновений удалось избежать, поскольку Англия была вовлечена в конфликт на Балканах, вела колониальные войны в Афганистане и на юге Африки. Однако после того, как осенью 1885 ушел в отставку премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, король Тибо и большинство его приближенных были высланы в Индию и Бирма перешла под управление комиссара из Британской Индии. Британское господство в Бирме в 1885-1942. В этот период англичане стремились править страной, следуя индийской колониальной модели. Открытие в 1869 Суэцкого канала ускорило доставку товаров в Европу и стимулировало хозяйственное развитие Бирмы. Первым заметным достижением стало быстрое расширение посевов риса в дельте Иравади. Приток мигрантов из Индии позволил решить задачу обеспечения рабочей силой развернувшегося строительства и эксплуатации железных дорог и портов. Удалось достичь прогресса в развитии речного судоходства и лесозаготовках, в добыче нефти и других полезных ископаемых. Первоначально британцы не предполагали расширения провинциального самоуправления, однако после того как бирманцы восприняли тактику Индийского национального конгресса, в 1928 Лондон начал переговоры об отделении Бирмы от Индии. В 1930-1932 прокатилась волна крупных крестьянских восстаний, которые осложнили проблему, но все же в 1935 рекомендации британских властей были реализованы. Японская оккупация. Критическая обстановка сложилась во время Второй мировой войны. Вторжение в декабре 1941 японских войск на территорию Бирмы и ее оккупация в 1942 сопровождались серьезными разрушениями главных городов и транспортных артерий. Положение ухудшилось из-за прекращения экспорта риса и быстрого роста инфляции. Стремясь найти выход из трудного положения, многие патриотически настроенные бирманцы согласились занять посты в созданном оккупационными японскими властями правительстве премьер-министра Ба Мо. Чтобы заручиться прочной поддержкой в стране, от которой требовались рабочая сила и материальные ресурсы, 1 апреля 1943 Япония объявила о предоставлении Бирме независимости при условии заключения двухстороннего военного союза. По мере затягивания военных действий обстановка в Бирме обострялась и в экономическом, и в политическом отношениях. Молодые патриоты, связанные с правительством Ба Мо, создали в 1944 тайную антияпонскую организацию во главе с Аун Саном — Антифашистскую лигу народной свободы (АЛНС). В последние недели войны весной 1945 силы АЛНС атаковали японские части с тыла, оказав помощь английским войскам. Независимая Бирма. С возвращением в страну англичан верховный главнокомандующий вооруженными силами союзников в Юго-Восточной Азии лорд Маунтбеттен предпочел по военным соображениям иметь дело с АЛНС и Аун Саном. Последний сумел достичь соглашения с Лондоном в январе 1947, однако в июле того же года был убит. 24 сентября 1947 Учредительное собрание приняло конституцию Бирманского Союза. Новый президент АЛНС — У Ну подписал 17 октября 1947 договор с Великобританией, согласно которому с 4 января 1948 страна провозглашалась республикой Бирманский Союз. Правительство У Ну первые два года находилось в трудном положении. Подняли восстание коммунисты. Опасность для центра возросла в начале 1949, когда лидеры каренов в Нижней Бирме начали борьбу за создание собственного государства. Весной 1950 правительство вернуло часть захваченной территории и установило контроль над главными путями сообщения. В конце 1950-х годов АЛНС исключила из своих рядов прокоммунистические элементы и решила принять техническую и экономическую помощь США. Первые всеобщие выборы в национальный парламент в 1952 принесли победу АЛНС, которая получила более двух третей мест в палате депутатов. У Ну вновь возглавил кабинет министров, а президентом страны стал главный судья У Ба У, сменивший на этом посту шанского князя Сао Шве Тайка. В административном плане основные внутренние трудности были связаны с неудовлетворительной деятельностью государственных ведомств и корпораций, на которые была возложена задача по выполнению официальных плановых программ хозяйственного развития. После выборов 1956, когда АЛНС лишилась ряда депутатских мандатов в парламенте, доставшихся коммунистам, но тем не менее сохранила в нем прочное большинство, У Ну ушел в отставку. Его сменил министр обороны У Ба Све, однако в 1957 У Ну вновь занял свой пост. Разногласия между У Ну и другими лидерами АЛНС породили неизбежный раскол этой организации весной 1958. В июне У Ну получил парламентскую поддержку, но в конце сентября того же года страна столкнулась с опасностью гражданской войны. Министр обороны генерал Не Вин в октябре 1958 осуществил военный переворот и образовал временное правительство, обещав провести свободные и честные выборы. В течение полутора лет правительство Не Вина, состоявшее преимущественно из военных, стремилось восстановить общественный порядок, наладить работу гражданских учреждений и свернуть некоторые программы. Парламентские выборы прошли в феврале 1960. На них фракция У Ну, настаивавшая на объявлении буддизма государственной религией, одержала явную победу, и ее лидер вновь занял пост премьер-министра. Военный режим. В марте 1962 военные во главе с Не Вином совершили государственный переворот. Действие конституции 1948 было приостановлено, Революционный Совет взял на себя функции исполнительной власти. Режим Не Вина приступил к созданию Партии бирманской социалистической программы (ПБСП) и обнародовал ее основополагающий документ «Бирманский путь к социализму». В нем предусматривались достижение экономической независимости, курс на индустриализацию и государственный контроль над экономикой. В 1963 правительство попыталось вести переговоры с национальными меньшинствами, но вооруженные столкновения не прекращались. При военном режиме бльшая часть Бирмы превратилась в централизованное бюрократическое государство, которое, по сути, управлялось армейской верхушкой через ПБСП. В 1964 политические партии были запрещены. В начале 1972 Не Вин уволился из вооруженных сил, а в 1974 стал президентом страны в соответствии с конституцией, допускавшей функционирование только ПБСП. В 1970-х годах продолжалась борьба против коммунистов и мятежных национальных меньшинств. Всеобщие выборы на однопартийной основе проводились в 1974, 1978, 1981 и 1985. Не Вин покинул президентский пост в 1981, уступив место своему давнему сподвижнику Сан Ю, но продолжал фактически руководить страной до 1988, когда ухудшение экономической конъюнктуры спровоцировало серию демонстраций и мятежей. Эти массовые выступления были жестоко подавлены генералами Сейн Лвином и Со Мауном, первым и третьим номинальными преемниками Не Вина. Около 9 тыс. студентов бежали в пограничные районы, где объединились с национальными меньшинствами. 12 повстанческих национальных группировок (наиболее мощные были образованы каренами и качинами) создали Национально-демократический фронт, который требовал предоставления автономии в рамках федеративной республики. Между тем в управлении страной военные возлагали надежды уже не на ПБСП, а на декреты сформированного Государственного совета по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП), который сосредоточил усилия на задержании лидеров диссидентских движений и на боевых действиях против повстанцев. В 1989 страна была переименована и получила официальное название Союз Мьянма. В мае 1990 под строгим присмотром властей состоялись выборы в Народное собрание. Аун Сан Су Чжи (дочь Аун Сана), возглавлявшая самую крупную антиправительственную партию — Национальную лигу за демократию (НЛД), за несколько месяцев до выборов была помещена под домашний арест, ее сподвижник по руководству партией У Тин Оо в самом начале избирательной кампании был приговорен к 10 годам принудительных работ. Тем не менее НЛД одержала убедительную победу на выборах, получив свыше 80% всех мандатов. Однако ГСВЗП не собирался передавать власть новому правительству и пренебрег результатами голосования. Многие из новых парламентариев были арестованы, другие вынуждены были покинуть страну. В ноябре 1990 группа избранных от НЛД в Народное собрание депутатов в сопровождении многочисленных единомышленников выехала в Маннерпло, где совместно с представителями вооруженных подразделений национальных меньшинств заявили об образовании временного коалиционного правительства страны во главе с Сейн Вином, кузеном Аун Сан Су Чжи и племянником Аун Сана. 15 октября 1991 Аун Сан Су Чжи была присуждена Нобелевская премия мира как «лидеру демократической оппозиции режиму». В 1993 Народное собрание начало работать над новой конституцией. 702 депутата, преимущественно из числа ГСВЗП, в 1996 обсуждали вопрос о федеративных принципах устройства страны и предоставлении автономии национальным меньшинствам. Собрание рекомендовало, чтобы президент избирался коллегией выборщиков и обладал не только политическим опытом, но и военным стажем, а на должности в органы исполнительной власти всех уровней назначались военные из высшего командного состава. В ноябре 1997 было официально объявлено о самороспуске ГСВЗП и формировании нового руководящего органа Государственного совета мира и развития (ГСМР), который возглавили четыре генерала из ГСВЗП. В сентябре 1998 члены НЛД объявили о создании Парламентского представительного комитета, уполномоченного действовать от имени избранных в 1990 депутатов и предложить свой проект конституции. В качестве ответной реакции правительства последовали аресты многих членов НЛД.
|