Прекращение гражданских войн и установление спокойствия в центральных районах Средиземноморья способствовало восстановле- нию культурной жизни в Риме и Италии. Август и его окружение, победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать вы- дающихся поэтов и писателей для укрепления своего морального авторитета. Выполнял эту деликатную миссию приближенный Авгу- ста-Гай Цильний Меценат (ок. 74-8 гг. до н.э.). Его дом в Риме и пригородные поместья сделались центром литературной жизни рим- ского общества. Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех та- лантливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.), Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.), Секст Пропорций (50-15 гг. до н.э.) и др. Наибольшей литера- турной славы еще при жизни достиг Вергилий. Он был уроженцем Северной Италии и потерял свое земельное владение, конфискован- ное в момент раздачи участков ветеранам. Меценат компенсировал его подарком небольшой виллы близ Неаполя. Находясь в зависи- мости от Мецената, Вергилий создавал свои произведения, прислу- шиваясь к советам своего покровителя. Из-под его пера вышло де- сять <пастушеских песен> (по-гречески <эклог>), прославлявших простоту сельской жизни и нравов. Позднее, в середине века, осо- бенную известность получила четвертая эклога. В ней Вергилий, на- мекая на Августа, предрекал наступление новой эпохи счастья и процветания. Средневековые же монахи-фанатики видели в этой эклоге пророчество о <пришествии мессии>, то есть, по их мнению, Христа. Позднее, также по просьбе Мецената, Вергилий написал поэму о земледелии - <Георгики>, а в последние годы жизни создавал, по желанию Августа, большую эпическую поэму, которая должна была бы быть для римлян произведением аналогичным поэмам Гомера у греков. Вергилий написал поэму <Энеиду>, но умер, не успев окон- чательно отработать ее. В <Энеиде>, подражая сюжетам поэм Гомера, Вергилий описы- вал странствия и появление в Италии, после захвата ахейцами Трои, троянца Энея - сына героя Анхиза и богини Афродиты (Б-енеры) - мифического родоначальника римского патрицианского рода Юлиев, из которого происходил Юлий Цезарь. <Энеида> считалась <венцом> латинской поэзии: ни один поэт в Риме, ни до, ни после Вергилия, не создавал такого звучного и сильного стиха, столь ярких поэтиче- ских образов. В творчестве другого поэта кружка Мецената - Горация Флакка, сына вольноотпущенника, в молодости военного трибуна армии Бру- та и Кассия, латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, осо- бенно Алкея, Гораций создал несколько сборников песен - по-гре- чески <од>. В них он прославлял личность и деятельность Августа, римского оружия, а также радости любви и дружбы и созерцатель- ную тихую жизнь поэта-философа. В одной из наиболее известных своих од, называемой <Памятник>, Гораций прославлял творчество поэта и заявлял: Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид: Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит. Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей Избегну похорон, и славный мой венец Все будет зеленеть, доколь на Капитолий С безмолвной девою верховный ходит жрец. И скажут, что рожден, где Анфид говорливый Стремительно бежит, где средь безводных стран С престола Давн судил народ трудолюбивый; Что из ничтожества был славой я избран. За то, что первый я на голос эолийский Свел песнь Италии. О Мельпомена, свей Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский И лавром увенчай руно моих кудрей! (Перевод А.А. Фета) Кроме од, Гораций написал ряд сатирических стихотворений, в которых живо воспроизводя современный ему быт и нравы, крити- ковал пороки. Наряду с сатирами, где критиковались общественные нравы и пороки, Гораций создал также книгу <Эпод>, содержавшую упреки по адресу отдельных лиц. Наконец, им написан ряд стихо- творений в форме писем - <Посланий>. По просьбе Августа, Гора- ций сочинил в стихах торжественный гимн, исполненный огромным хором во время празднования организованных императором <столет- них игр>. Современниками Вергилия и Горация были поэты Альбий Тибулл (60-19 гг. до н.э.) и Секст Пропорций (50-15 гг. до н.э.), лири- ческие поэты, воспевавшие личные переживания, радости тихой сель- ской жизни. По мнению Тибулла, по-настоящему были счастливы лишь <древние> (первобытные) люди, без труда и вражды пользо- вавшиеся дарами природы. Как Тибулл, так и Пропорций стремились подражать александрийской поэзии. Выдающимся поэтом эпохи Августа был Овидий Назон (43 г. дон.э.-17 г.н. э.). Он происходил из знатного рода всадников, получил образование в Риме и Афинах, был близок с Тибулом. Ови- дий начал писать легкие стихи о любви. Его первый сборник содер- жал элегии на темы переживаний влюбленного. Позднее он создал поэму <Героини>, содержащую вымышленную поэтом переписку меж- ду героинями эпоса и их возлюбленными (Дидона и Эней, Елена и Парис и т.д.). Своеобразной инструкцией влюбленным, как добиться взаимности, явилась поэма Овидия - <Искусство любви>, которая вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах поэта пародию на его законодательство об укреплении семейной жизни римской знати. В стремлении найти пути к примирению с Августом, Овидий напи- сал поэму <Фасты>, в которой описаны старинные римские обряды и легенды и воздается безмерная льстивая похвала императору. Но все же Овидий был выслан из Рима и Италии в далекий припонтий- ский городок Томы (современная Констанца). Находясь в ссылке, Овидий создал два сборника-<Скорби> и <Послания с Понта>, в которых он описывал окружавшую его природу, людей, скорбел о разлуке с близкими и родным краем. Во всех стихах Овидия сказы- вается его блестящее поэтическое дарование; все написанное им - это выдающиеся классические произведения латинской поэзии. Исто- рики римской литературы дали времени Августа, в которое творили выдающиеся поэты, название - <золотой век латинской поэзии>. В последующем римская поэзия и проза получают широкое распространение. Среди высших слоев римского общества многие, том числе и императоры 1-II вв.н. э., пробовали свои силы на литературном поприще. Однако из многочисленаых представителей римской поэзии и прозы лишь немногие сохранились в памяти после- дующих поколений. Ко времени правления Нерона относится твор- чество поэта Марка Аннея Лукана (39-65 гг.н. э.). Будучи сторон- ником сенатской республики, Лукан отрицательно относился к поли- тической системе принципата, особенно же к императору Нерону. Он написал поэму <Фарсалия, или поэма о гражданской войне>, в которой воспевал Помпея и порицал Юлия Цезаря. Лукан принял участие в заговоре против Нерона и был казнен. Ко времени же Нерона относится и яркое сатирическое произве- дение, написанное в прозе - <Сатирикон>, приписываемый одному из приближенных императора - Петронию. Описывая путешествие по Италии двух бездомных бродяг, автор дает сатирическое изобра- жение быта различных слоев современного ему общества. Особенно критически Петроний описывает пир разбогатевшего вольноотпущен- ника Тримальхиона. Как сам хозяин, так и гости изображены в резко пародийном стиле. В столь же критическом тоне писал и уроженец Испании поэт Марциал (ок. 42-102 гг.н. э.). Живя в Риме, он резко критиковал нравы окружавшего его общества. Марциал создал до 1200 эпи- грамм, в которых описывал нищету массы населения и высокомерие, бессердечие и жестокость римской знати. Таким же сатириком, обличителем нравов римского общества был и Юний Ювенал (ок. 55-132 гг.н. э.). Он написал 16 сатир, в ко- торых более смело, чем Марциал, рисовал отрицательные стороны жизни римского общества своего времени. В одной из сатир Ювенал дал враждебно-скептическое описание взаимоотношений между вои- нами и гражданским населением Империи, отражая недовольство широких слоев населения бременем налогов и повинностей. Последним видным писателем II в.н. э. был уроженец африкан- ской провинции Апулей (род. около 124 г.н. э.). Некоторое время он жил в Риме, позднее, вернувшись в Карфаген, Апулей стал вер- ховным жрецом императорского культа и активным сторонником неоплатонизма. Он написал несколько трактатов в защиту своих ре- лигиозно-философских убеждений. Но славу и память у потомства получили не его философские сочинения, а роман <Метаморфозы>, или <Золотой осел>, содержащий фантастический рассказ о чудес- ном превращении юноши Луция в осла и его последующих приклю- чениях. Наряду с яркими бытовыми сценами это произведение со- держит проповедь дикого суеверия - веры в колдовство, магические превращения и другие чудеса. В конце II - начале III в.н. э. появляется ряд своеобразных приключенческих романов. Это повести о влюбленных, счастье кото- рых подвергается тяжелым испытаниям, - они переживают разлуку, пленение и продажу в рабство, получают ложное известие о смерти, но в конечном счете счастливо сочетаются браком. К подобному типу романов принадлежат <Дафнис и Хлоя> Лонга, <Эфиопика> Гелиодора и др. Характерной особенностью античной литературы в эпоху Римской империи является отсутствие драматических произ- ведений; они писались не для театральных постановок, а лишь для прочтения, что привело к полному упадку этого литературного жанра. Исключение составляют лишь трагедии Сенеки. Историческая проза этого времени представлена рядом выдаю- щихся произведений. В эпоху Августа Тит Ливии создал <Историю Рима от основания города> в 142 книгах; она написана превосход- ным латинским языком. В те же годы Николай Дамасский написал <Всемирную историю> в 144 книгах. <Всемирная история> была создана также Помпеем Трогом. В конце 1 в. до н.э. появилась <Римская археология> Дионисия Галикарнасского, стремившегося доказать этническую близость гре- ков с римлянами; он легко и занимательно изложил материал. Позд- нее Веллей Патеркул написал краткую римскую историю с древней- ших времен до 30 г.н. э.; большое историческое сочинение создал Кремуций Корд; оно было уничтожено по приказанию императора Тиберия за восхваление Брута и Кассия. Во второй половине 1 в.н.э. большие исторические работы напи- сали Плиний Старший и Иосиф Флавий. В своих трудах <О иудей- ской войне> и <Иудейские древности> Иосиф Флавий дает интерес- ный материал по истории Иудеи, эллинистических государств и Рим- ской империи. Крупнейший из римских и мировых историков - Корнелий Та- цит (ок. 54-120 гг.н. э.) описал историю Римской империи в 1 в. н.э. Тацит, сочувствовавший старой римской сенатской знати, идеа- лизировал республиканский строй и враждебно относился к полити- ческим порядкам своего времени. Написанные образным языком, полные драматических эпизодов, сочинения Тацита оказали большое влияние на последующих историков. К этому же времени относится и литературная деятельность Плутарха (около 46-126 гг.н. э.), создавшего <Рассуждения о мо- рали>, <Трактат о музыке> и большую серию биографий важнейших исторических деятелей Греции и Рима, которые он объединял по- парно. Светоний Транквилл (ок. 70-160 г.н. э.) написал ряд трактатов: <О ругательствах>, <О детских играх у греков>, <О Риме, римских обычаях и нравах>, <О знаменитых людях>. Известность он приобрел благодаря своему сочинению <Жизнь двенадцати Цеза- рей> - сборника биографий императоров от Юлия Цезаря до Доми- цяана Флавия. Ко II же веку относится жизнь и литературная деятельность уро- жевцаАлександрии Египетской Аппиана (ум. в 170-х годах), видного римского администратора, написавшего на греческом языке <Рим- с>ую историю>. Труд Аппиана своеобразен: он написан не в хроно- логической, а в тематической последовательности. Это отдельные обзоры истории установления власти римлян в различных частях Средиземноморья. Подробно изложена Аппианом история граждан- ских войн в Риме в период поздней Республики. Среди авторов III столетия выделяется Кассий Дион (155- 235 гг.н. э.). Он написал большую <Римскую историю>, в которой подробно освещены события близкого автору времени. Последним выдающимся представителем античной исторической прозы был Аммиан Марцелин (ок. 330-400 гг.н.э.). В своем исто- рическом труде, названном <Деяния>, он продолжил историческое повествование Тацита, но основное внимание уделял описанию собы- тий современной ему эпохи. Аммиан Марцедлин довел свое изложе- ние до 378 г.н. э.
|