Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
28.06.2022, 19:09
Главная АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 1-III ВВ.Н. Э. Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [183]
400-1500 годы
Символы России [100]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [67]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [84]
“Златой” век Екатерины II [53]
Последний император [54]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [31]
Иван Грозный и воцарение Романовых [88]
История Рима [79]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [126]
Тайная история Украины [54]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [62]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [29]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [45]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [713]

Популярное
Критика правых
Солон-миротворец
5
Фермопилы, Артемизия и Саламин Говорящий хомяк
Сказка на каждом шагу
РАПОРТ КОМАНДИРА ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ЛИТОВСКОГО ПОЛКА ПОЛКОВНИКА И. Ф. УДОМА
Рунический календарь древних германцев.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Прекращение гражданских войн и установление спокойствия в
центральных районах Средиземноморья способствовало восстановле-
нию культурной жизни в Риме и Италии. Август и его окружение,
победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать вы-
дающихся поэтов и писателей для укрепления своего морального
авторитета. Выполнял эту деликатную миссию приближенный Авгу-
ста-Гай Цильний Меценат (ок. 74-8 гг. до н.э.). Его дом в Риме
и пригородные поместья сделались центром литературной жизни рим-
ского общества.
Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех та-
лантливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий
Марон (70-19 гг. до н.э.), Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.),
Секст Пропорций (50-15 гг. до н.э.) и др. Наибольшей литера-
турной славы еще при жизни достиг Вергилий. Он был уроженцем
Северной Италии и потерял свое земельное владение, конфискован-
ное в момент раздачи участков ветеранам. Меценат компенсировал
его подарком небольшой виллы близ Неаполя. Находясь в зависи-
мости от Мецената, Вергилий создавал свои произведения, прислу-
шиваясь к советам своего покровителя. Из-под его пера вышло де-
сять <пастушеских песен> (по-гречески <эклог>), прославлявших
простоту сельской жизни и нравов. Позднее, в середине века, осо-
бенную известность получила четвертая эклога. В ней Вергилий, на-
мекая на Августа, предрекал наступление новой эпохи счастья и
процветания. Средневековые же монахи-фанатики видели в этой
эклоге пророчество о <пришествии мессии>, то есть, по их мнению,
Христа.
Позднее, также по просьбе Мецената, Вергилий написал поэму
о земледелии - <Георгики>, а в последние годы жизни создавал, по
желанию Августа, большую эпическую поэму, которая должна была
бы быть для римлян произведением аналогичным поэмам Гомера
у греков. Вергилий написал поэму <Энеиду>, но умер, не успев окон-
чательно отработать ее.
В <Энеиде>, подражая сюжетам поэм Гомера, Вергилий описы-
вал странствия и появление в Италии, после захвата ахейцами Трои,
троянца Энея - сына героя Анхиза и богини Афродиты (Б-енеры) -
мифического родоначальника римского патрицианского рода Юлиев,
из которого происходил Юлий Цезарь. <Энеида> считалась <венцом>
латинской поэзии: ни один поэт в Риме, ни до, ни после Вергилия,
не создавал такого звучного и сильного стиха, столь ярких поэтиче-
ских образов.
В творчестве другого поэта кружка Мецената - Горация Флакка,
сына вольноотпущенника, в молодости военного трибуна армии Бру-
та и Кассия, латинская поэзия достигла своего высшего по форме
развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, осо-
бенно Алкея, Гораций создал несколько сборников песен - по-гре-
чески <од>. В них он прославлял личность и деятельность Августа,
римского оружия, а также радости любви и дружбы и созерцатель-
ную тихую жизнь поэта-философа. В одной из наиболее известных
своих од, называемой <Памятник>, Гораций прославлял творчество
поэта и заявлял:
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид:
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколь на Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.
И скажут, что рожден, где Анфид говорливый
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн судил народ трудолюбивый;
Что из ничтожества был славой я избран.
За то, что первый я на голос эолийский
Свел песнь Италии. О Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей!
(Перевод А.А. Фета)
Кроме од, Гораций написал ряд сатирических стихотворений, в
которых живо воспроизводя современный ему быт и нравы, крити-
ковал пороки. Наряду с сатирами, где критиковались общественные
нравы и пороки, Гораций создал также книгу <Эпод>, содержавшую
упреки по адресу отдельных лиц. Наконец, им написан ряд стихо-
творений в форме писем - <Посланий>. По просьбе Августа, Гора-
ций сочинил в стихах торжественный гимн, исполненный огромным
хором во время празднования организованных императором <столет-
них игр>.
Современниками Вергилия и Горация были поэты Альбий Тибулл
(60-19 гг. до н.э.) и Секст Пропорций (50-15 гг. до н.э.), лири-
ческие поэты, воспевавшие личные переживания, радости тихой сель-
ской жизни. По мнению Тибулла, по-настоящему были счастливы
лишь <древние> (первобытные) люди, без труда и вражды пользо-
вавшиеся дарами природы. Как Тибулл, так и Пропорций стремились
подражать александрийской поэзии.
Выдающимся поэтом эпохи Августа был Овидий Назон (43 г.
дон.э.-17 г.н. э.). Он происходил из знатного рода всадников,
получил образование в Риме и Афинах, был близок с Тибулом. Ови-
дий начал писать легкие стихи о любви. Его первый сборник содер-
жал элегии на темы переживаний влюбленного. Позднее он создал
поэму <Героини>, содержащую вымышленную поэтом переписку меж-
ду героинями эпоса и их возлюбленными (Дидона и Эней, Елена и
Парис и т.д.). Своеобразной инструкцией влюбленным, как добиться
взаимности, явилась поэма Овидия - <Искусство любви>, которая
вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах поэта пародию на его
законодательство об укреплении семейной жизни римской знати.
В стремлении найти пути к примирению с Августом, Овидий напи-
сал поэму <Фасты>, в которой описаны старинные римские обряды
и легенды и воздается безмерная льстивая похвала императору. Но
все же Овидий был выслан из Рима и Италии в далекий припонтий-
ский городок Томы (современная Констанца). Находясь в ссылке,
Овидий создал два сборника-<Скорби> и <Послания с Понта>, в
которых он описывал окружавшую его природу, людей, скорбел о
разлуке с близкими и родным краем. Во всех стихах Овидия сказы-
вается его блестящее поэтическое дарование; все написанное им -
это выдающиеся классические произведения латинской поэзии. Исто-
рики римской литературы дали времени Августа, в которое творили
выдающиеся поэты, название - <золотой век латинской поэзии>.
В последующем римская поэзия и проза получают широкое
распространение. Среди высших слоев римского общества многие,
том числе и императоры 1-II вв.н. э., пробовали свои силы на
литературном поприще. Однако из многочисленаых представителей
римской поэзии и прозы лишь немногие сохранились в памяти после-
дующих поколений. Ко времени правления Нерона относится твор-
чество поэта Марка Аннея Лукана (39-65 гг.н. э.). Будучи сторон-
ником сенатской республики, Лукан отрицательно относился к поли-
тической системе принципата, особенно же к императору Нерону.
Он написал поэму <Фарсалия, или поэма о гражданской войне>, в
которой воспевал Помпея и порицал Юлия Цезаря. Лукан принял
участие в заговоре против Нерона и был казнен.
Ко времени же Нерона относится и яркое сатирическое произве-
дение, написанное в прозе - <Сатирикон>, приписываемый одному
из приближенных императора - Петронию. Описывая путешествие
по Италии двух бездомных бродяг, автор дает сатирическое изобра-
жение быта различных слоев современного ему общества. Особенно
критически Петроний описывает пир разбогатевшего вольноотпущен-
ника Тримальхиона. Как сам хозяин, так и гости изображены в
резко пародийном стиле.
В столь же критическом тоне писал и уроженец Испании поэт
Марциал (ок. 42-102 гг.н. э.). Живя в Риме, он резко критиковал
нравы окружавшего его общества. Марциал создал до 1200 эпи-
грамм, в которых описывал нищету массы населения и высокомерие,
бессердечие и жестокость римской знати.
Таким же сатириком, обличителем нравов римского общества был
и Юний Ювенал (ок. 55-132 гг.н. э.). Он написал 16 сатир, в ко-
торых более смело, чем Марциал, рисовал отрицательные стороны
жизни римского общества своего времени. В одной из сатир Ювенал
дал враждебно-скептическое описание взаимоотношений между вои-
нами и гражданским населением Империи, отражая недовольство
широких слоев населения бременем налогов и повинностей.
Последним видным писателем II в.н. э. был уроженец африкан-
ской провинции Апулей (род. около 124 г.н. э.). Некоторое время
он жил в Риме, позднее, вернувшись в Карфаген, Апулей стал вер-
ховным жрецом императорского культа и активным сторонником
неоплатонизма. Он написал несколько трактатов в защиту своих ре-
лигиозно-философских убеждений. Но славу и память у потомства
получили не его философские сочинения, а роман <Метаморфозы>,
или <Золотой осел>, содержащий фантастический рассказ о чудес-
ном превращении юноши Луция в осла и его последующих приклю-
чениях. Наряду с яркими бытовыми сценами это произведение со-
держит проповедь дикого суеверия - веры в колдовство, магические
превращения и другие чудеса.
В конце II - начале III в.н. э. появляется ряд своеобразных
приключенческих романов. Это повести о влюбленных, счастье кото-
рых подвергается тяжелым испытаниям, - они переживают разлуку,
пленение и продажу в рабство, получают ложное известие о смерти,
но в конечном счете счастливо сочетаются браком. К подобному
типу романов принадлежат <Дафнис и Хлоя> Лонга, <Эфиопика>
Гелиодора и др. Характерной особенностью античной литературы в
эпоху Римской империи является отсутствие драматических произ-
ведений; они писались не для театральных постановок, а лишь для
прочтения, что привело к полному упадку этого литературного
жанра. Исключение составляют лишь трагедии Сенеки.
Историческая проза этого времени представлена рядом выдаю-
щихся произведений. В эпоху Августа Тит Ливии создал <Историю
Рима от основания города> в 142 книгах; она написана превосход-
ным латинским языком. В те же годы Николай Дамасский написал
<Всемирную историю> в 144 книгах. <Всемирная история> была
создана также Помпеем Трогом.
В конце 1 в. до н.э. появилась <Римская археология> Дионисия
Галикарнасского, стремившегося доказать этническую близость гре-
ков с римлянами; он легко и занимательно изложил материал. Позд-
нее Веллей Патеркул написал краткую римскую историю с древней-
ших времен до 30 г.н. э.; большое историческое сочинение создал
Кремуций Корд; оно было уничтожено по приказанию императора
Тиберия за восхваление Брута и Кассия.
Во второй половине 1 в.н.э. большие исторические работы напи-
сали Плиний Старший и Иосиф Флавий. В своих трудах <О иудей-
ской войне> и <Иудейские древности> Иосиф Флавий дает интерес-
ный материал по истории Иудеи, эллинистических государств и Рим-
ской империи.
Крупнейший из римских и мировых историков - Корнелий Та-
цит (ок. 54-120 гг.н. э.) описал историю Римской империи в 1 в.
н.э. Тацит, сочувствовавший старой римской сенатской знати, идеа-
лизировал республиканский строй и враждебно относился к полити-
ческим порядкам своего времени. Написанные образным языком,
полные драматических эпизодов, сочинения Тацита оказали большое
влияние на последующих историков.
К этому же времени относится и литературная деятельность
Плутарха (около 46-126 гг.н. э.), создавшего <Рассуждения о мо-
рали>, <Трактат о музыке> и большую серию биографий важнейших
исторических деятелей Греции и Рима, которые он объединял по-
парно. Светоний Транквилл (ок. 70-160 г.н. э.) написал ряд
трактатов: <О ругательствах>, <О детских играх у греков>, <О Риме,
римских обычаях и нравах>, <О знаменитых людях>. Известность
он приобрел благодаря своему сочинению <Жизнь двенадцати Цеза-
рей> - сборника биографий императоров от Юлия Цезаря до Доми-
цяана Флавия.
Ко II же веку относится жизнь и литературная деятельность уро-
жевцаАлександрии Египетской Аппиана (ум. в 170-х годах), видного
римского администратора, написавшего на греческом языке <Рим-
с>ую историю>. Труд Аппиана своеобразен: он написан не в хроно-
логической, а в тематической последовательности. Это отдельные
обзоры истории установления власти римлян в различных частях
Средиземноморья. Подробно изложена Аппианом история граждан-
ских войн в Риме в период поздней Республики.
Среди авторов III столетия выделяется Кассий Дион (155-
235 гг.н. э.). Он написал большую <Римскую историю>, в которой
подробно освещены события близкого автору времени.
Последним выдающимся представителем античной исторической
прозы был Аммиан Марцелин (ок. 330-400 гг.н.э.). В своем исто-
рическом труде, названном <Деяния>, он продолжил историческое
повествование Тацита, но основное внимание уделял описанию собы-
тий современной ему эпохи. Аммиан Марцедлин довел свое изложе-
ние до 378 г.н. э.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Интересное
ТАЙНА ХРУСТАЛЬНЫХ ЧЕРЕПОВ
14
ОБ УБИЕНИИ БОРИСА.
ГУБАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
На XXII съезде КПСС
47
ЗАГАДКА ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2022
Сайт управляется системой uCoz