Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
18.11.2018, 04:36
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [77]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [76]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [57]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [89]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [81]
Дворцовые секреты [145]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [105]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [65]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [71]
Гибель Карфагена [48]
Спартак [102]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Греческие имена
Золотая середина
Четыре стихии
Животворные реки
Конец и начало поединка
Столп Закона
Вавилон во всей славе своей

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

29

В год 6582 (1074). Феодосий игумен Печерский преставился. Скажем же о
кончине его вкратце. Феодосий имел обычай с наступлением поста, в
воскресенье на Масленой неделе вечером, по обычаю прощаясь со всей братией,
поучать ее, как проводить время поста: в молитвах ночных и дневных, блюсти
себя от помыслов скверных, от бесовского соблазна. "Бесы ведь, - говорил, -
вкладывают черноризцам дурные помыслы, мысли лукавые, разжигая им желания, и
тем испорчены бывают их молитвы: когда приходят такие мысли, следует
отгонять их знамением крестным, говоря так: "Господи, Иисусе Христе, Боже
наш, помилуй нас, аминь". И еще надо воздерживаться от обильной пищи, ибо от
многоядения и пития безмерного возрастают помыслы лукавые, от возросших же
помыслов случается грех". Купить дом в курортной зоне – мечта многих россиян. И сочетание слов «Калининград недвижимость продажа» все чаще можно увидеть в запросах поисковиков. "Поэтому, - говорил он, - противьтесь бесовскому
действию и пронырству их, остерегайтесь лености и многого сна, бодрствуйте
для церковного пения и для усвоения предания отеческого и чтения книжного;
больше же всего подобает черноризцам иметь на устах псалмы Давидовы и ими
прогонять бесовское уныние, больше иметь в себе любви ко всем меньшим и к
старшим покорность и послушание, старшим же к меньшим проявлять любовь, и
наставлять их, и давать собою пример воздержания, бдения и смиренного
хождения; так учить меньших и утешать их и так проводить пост". "Ибо, -
говорил он, - Бог дал нам эти 40 дней для очищения души; это ведь десятина,
даваемая нами от года Богу: дней в году триста и шестьдесят и пять, а от
этих дней отдавать Богу десятый день как десятину - это и есть пост
сорокадневный, и, в эти дни очистившись, душа празднует светло день
воскресения Господня, в радости о Боге. Ибо постное время очищает ум
человека. Пост ведь искони имел свой прообраз: Адам в первые времена не
вкушал плодов от запретного древа; пропостившись 40 дней, Моисей сподобился
получить закон на горе Синайской и видел славу Божию; постясь, Самуила мать
родила; постившись, ниневитяне от гнева Божия избавились; постясь, Даниил
великого виденья сподобился; постясь, Илья как бы на небо взят был в
благодать райскую; постясь, трое отроков погасили силу огненную; постился и
Господь 40 дней, показав нам время поста; постом апостолы искоренили
бесовское учение; благодаря посту явились отцы наши в мире, как светила, что
сияют и по смерти, дав пример трудов великих и воздержания, как и тот
великий Антоний, или Евфимий, или Савва и прочие отцы, примеру которых мы
последуем, братия". И так поучив братию, Феодосий прощался с каждым поименно
и потом уходил из монастыря, взяв немного хлебцев, и, войдя в пещеру,
затворял двери в пещере, и засыпал их землею, и не говорил ни с кем; когда
же бывало к нему какое-нибудь необходимое дело, то через оконце малое
беседовал он в субботу или в воскресенье, а в остальные дни пребывал в посте
и молитвах, в строгом воздержании. И снова приходил в монастырь в пятницу, в
канун Лазарева дня, ибо в этот день кончается пост сорокадневный,
начинающийся с первого понедельника Федоровой недели, кончается же пост в
пятницу Лазареву; а в страстную неделю установлено поститься в память
страданий Господних. И в этот раз Феодосий же, вернувшись, по обычаю
приветствовал братию и праздновал с ними Цветное воскресенье, когда же
пришел день Воскресения, по обычаю праздновал его светло и впал в болезнь.
Разболевшись и проболев дней пять, как-то вечером приказал он вынести себя
на двор; братия же, положив его на сани, поставила их против церкви. Он же
приказал созвать братию всю, братья же ударили в било, и собрались все. Он
же сказал им: "Братия моя, и отцы мои, и дети мои! Вот я ухожу от вас, как
это открыл мне Господь во время поста, когда я был в пещере, что отойти мне
от света сего. Вы же кого хотите игуменом иметь у себя? - я бы подал ему
благословение". Они же сказали ему: "Ты нам всем отец, и кого пожелаешь сам,
тот нам и будет отец и игумен, и будем слушаться его, как и тебя". Отец же
наш Феодосий сказал: "Отойдите от меня и назовите, кого хотите, кроме двух
братьев, Николы и Игната; из прочих - кого захотите, от старейших и до
меньших". Они, послушав его, отошли немного к церкви и, посовещавшись,
послали к нему двух братьев сказать так: "Кого захочет Бог и твоя честная
молитва, кого тебе любо, того и назови". Феодосий же сказал им: "Если уж от
меня хотите игумена принять, то я поступлю не по своей воле, а по Божию
промыслу". И назвал им Иакова пресвитера. Братии же это не любо было,
говорили, что "не здесь пострижен". Ибо Иаков пришел с Альты, вместе с
братом своим Павлом. И стала братия просить Стефана доместика, бывшего тогда
учеником Феодосия, говоря, что "тот вырос под рукой твоей и у тебя послужил,
его нам и назначь". С казал же им Феодосий: "Вот я по Божию повелению назвал
вам Иакова, а вы на своей воле настаиваете". Однако послушал их, дал им
Стефана, да будет игуменом. И благословил Стефана, и сказал ему: "Чадо, вот
поручаю тебе монастырь, блюди его бережно, и как я уставил службы, так и
держи. Преданий монастырских и устава не изменяй, но твори все по закону и
по чину монастырскому". И после того взяли его братья, отнесли в келью и
положили на постели. И когда настал шестой день и ему было уже очень плохо,
пришел к нему князь Святослав с сыном своим Глебом, и когда они сели у него,
сказал ему Феодосий: "Вот, отхожу от света сего и поручаю монастыри тебе на
попечение, если будет в нем какое-нибудь смятение. И поручаю игуменство
Стефану, не дай его в обиду". Князь же простился с ним и обещал заботиться о
монастыре и ушел. Когда же настал седьмой день, Феодосий, уже изнемогая,
призвал Стефана и братию и стал говорить им так: "Если после того, как я
покину свет этот, буду я Богу угоден и примет меня Бог, то монастырь этот
начнет устраиваться и пополняться; так и знайте, что принял меня Бог. Если
же по моей смерти оскудевать начнет монастырь черноризцами и монастырскими
запасами, то знайте, что не угодил я Богу". И когда он говорил это, плакали
братья и сказали: "Отче! Молись за нас Богу, ибо знаем, что Бог созданного
тобой не презрит". И просидела братия всю ту ночь у него, и когда настал
день восьмой, во вторую субботу по Пасхе, во втором часу дня, отдал душу в
руки Божьи, месяца мая 3-го, индикта в 11-й год. Плакала по нем братия,
Феодосий же завещал положить себя в пещере, где явил подвиги многие, сказав
так: "Ночью похороните тело мое", как и сделали. Когда приспел вечер, братья
взяли тело его и положили его в пещере, проводив с песнопениями, со свечами,
достойно, на хвалу Богу нашему Иисусу Христу.
Когда же Стефан правил монастырем и блаженным стадом, собранным
Феодосием... такие чернецы как светила в Руси сияют: ибо одни были постники
крепкие, другие же крепки на бдение, третьи - на преклонение коленное,
четвертые - на лощение, через день и через два дня, иные же ели только хлеб
с водой, иные - овощи вареные, другие - сырые. В любви пребывая, младшие
покорялись старшим и не смели при них говорить, но всегда вели себя с
покорностью и с послушанием великим. Также и старшие любовь имели к
младшему, поучали их, утешая, как детей возлюбленныx. Если кто-нибудь из
братьев в какой грех впадал, его утешали, а епитимью, наложенную на одного,
разделяли между собой трое или четверо, из великой любви: вот какие были
любовь и воздержание великое в братии той. Если брат какой-нибудь покидал
монастырь, вся братия бывала этим сильно опечалена, посылали за ним, звали
его в монастырь, шли всей братией кланяться игумену, и молили игумена, и
принимали брата в монастырь с радостью. Вот какие это были люди - полные
любви, воздержники и постники; из них я назову несколько чудных мужей.
Первый среди них, Демьян пресвитер, был такой постник и воздержник,
что, кроме хлеба и воды, ничего не ел до смерти своей. Если кто когда
приносил в монастырь больного ребенка, каким недугом одержимого, или
взрослый человек, каким-либо недугом одержимый, приходил в монастырь к
блаженному Феодосию, тогда приказывал он этому Демьяну молитву сотворить над
больным, и тотчас же творил молитву и елеем мазал и получали исцеление
приходящие к нему. Когда же разболелся он и лежал при смерти в немощи,
пришел ангел к нему в образе Феодосия, даруя ему царствие небесное за труды
его. Затем пришел Феодосий с братиею и сели около него; он же, изнемогая,
взглянув на игумена, сказал: "Не забывай, игумен, что мне обещал". И понял
великий Феодосий, что тот видел видение, и сказал ему: "Брат Демьян, что я
обещал, то тебе будет". Тот же, смежив очи, отдал дух в руки Божии. Игумен
же и братия похоронили тело его.

Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 1159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
47
Ангола в борьбе за национальную независимость
КОВЧЕГ НА ГОРАХ АРАРАТСКИХ
Общая характеристика 8-го столетия
КОНЕЦ СТОЛЫПИНА
ЛИХОБАБИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Во главе пищевой промышленности СССР

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2018
Сайт управляется системой uWeb