| 
				
			Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской. Ему был дар дарован от Бога: предсказывал будущее и если видел, что
 у кого-нибудь нечистые помыслы, то обличал его втайне и учил, как уберечься
 от дьявола. Если кто-нибудь из братьев замышлял уйти из монастыря, то, увидя
 его и придя к нему, обличал замысел его и утешал брата. Если же он кому
 предрекал что, хорошее или дурное, сбывалось слово старца.
 Был же и другой старец, именем Матвей: был он прозорлив. Однажды, когда
 он стоял в церкви на месте своем, поднял глаза, обвел ими братию, которая
 стояла и пела по обеим сторонам на клиросе, и увидел обходившего их беса, в
 образе поляка, в плаще, несшего под полою цветок, который называется лепок.
 И, обходя братию, бес вынимал из-под полы цветок и бросал его на
 кого-нибудь; если прилипал цветок к кому-нибудь из поющих братьев, тот,
 немного постояв, с расслабленным умом, придумав предлог, выходил из церкви,
 шел в келью и засыпал и не возвращался в церковь до конца службы; если же
 бросал цветок на другого и к тому не прилипал цветок, тот оставался стоять
 крепко на службе, пока не отпоют утреню, и тогда уже шел в келью свою.Государство регулирует цены на некоторые лекарства Калининград, цены на остальные лекарства регулирует конкуренция. Видя
 такое, старец поведал об этом братии своей. Другой раз видел старец
 следующее: как обычно, когда старец этот отстоял заутреню, братия перед
 рассветом шла по келиям своим, а этот старец уходил из церкви после всех. И
 вот однажды, когда он шел так, присел он отдохнуть под билом, ибо была его
 келья поодаль от церкви, и вот видит, как толпа идет от ворот; поднял глаза
 и увидел кого-то верхом на свинье, а другие идут около него. И сказал им
 старец: "Куда идете?". И сказал бес, сидевший на свинье: "За Михалем
 Тольбековичем". Старец осенил себя крестным знамением и пришел в келию свою.
 Когда рассвело и понял старец, в чем дело, сказал он келейнику: "Поди
 спроси, в келье ли Михаль". И сказали ему, что "давеча, после заутрени,
 перескочил через ограду". И поведал старец о видении этом игумену и братии.
 При этом старце Феодосий преставился, и Стефан стал игуменом, а по Стефане
 Никон: все это при старце. Стоит он как-то на заутрене, подымает глаза,
 чтобы посмотреть на игумена Никона, и видит осла, стоящего на игуменовом
 месте; и понял он, что не вставал еще игумен. Много и других видений видел
 старец, и почил он в старости почтенной в монастыре этом.
 А был еще и другой черноризец, именем Исакий; был он, когда еще жил в
 миру, богат, ибо был купец, родом торопчанин, и задумал он стать монахом, и
 раздал имущество свое нуждающимся и монастырям, и пошел к великому Антонию в
 пещеру, моля, чтобы постриг его в монахи, И принял его Антоний, и возложил
 на него одеяние чернеческое, и дал имя ему Исакий, а было ему имя Чернь.
 Этот Исакий повел строгую жизнь: облекся во власяницу, велел купить себе
 козла, ободрал его мех и надел на власяницу, и обсохла на нем кожа сырая. И
 затворился в пещере, в одном из проходов, в малой кельице, в четыре локтя, и
 там молил Бога со слезами. Была же пищей его просфора одна, и та через день,
 и воды в меру пил. Приносил же ему пищу великий Антоний и подавал ее через
 оконце - такое, что только руку просунуть, и так принимал пищу. И так
 подвизался он лет семь, не выходя на свет, никогда не ложась на бок, но,
 сидя, спал немного. И однажды по обычаю с наступлением вечера, стал класть
 поклоны и петь псалмы по полуночи; когда же уставал, сидел на своем сиденье.
 Однажды, когда он так сидел по обыкновению и погасил свечу, внезапно свет
 воссиял в пещере, как от солнца, точно глаза вынимая у человека. И подошли к
 нему двое юношей прекрасных, и блистали лица их, как солнце, и сказали ему:
 "Исакий, мы - ангелы, а там идет к тебе Христос, пади и поклонись ему". Он
 же, не поняв бесовского наваждения и забыв перекреститься, встал и
 поклонился, точно Христу, бесовскому действу. Бесы же закричали: "Наш ты,
 Исакий, уже!". И, введя его в кельицу, посадили и стали сами садиться вокруг
 него, и была полна келья его и весь проход пещерный. И сказал один из бесов,
 называемый Христом: "Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам
 Исакий спляшет". И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им
 забавляться. И, утомив его, оставили его еле живого и ушли, так надругавшись
 над ним. На другой день, когда рассвело и подошло время вкушения хлеба,
 подошел Антоний, как обычно, к оконцу и сказал: "Господи, благослови, отче
 Исакий". И не было ответа; и сказал Антоний: "Вот, он уже преставился". И
 послал в монастырь за Феодосием и за братией. И, прокопав там, где был
 засыпан вход, вошли и взяли его, думая, что он мертв; вынесли и положили его
 перед пещерою. И увидели, что он жив. И сказал игумен Феодосий, что
 "случилось это от бесовского действа". И положили его на постель, и стал
 прислуживать ему Антоний. В то время случилось прийти князю Изяславу из
 Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав,
 прислав, ночью отправил Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов,
 возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, там и поселился. И существует там
 монастырь святой Богородицы на Болдиных горах и до сего дня. Феодосий же,
 узнав, что Антоний отправился в Чернигов, пошел с братией, и взял Исакия, и
 принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо был он расслаблен телом
 так, что не мог сам ни повернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть,
 но лежал на одном боку и постоянно мочился под себя, так что от мочения и
 черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам своими руками умывал и
 переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в
 течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой иной
 пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же
 молился Богу за него и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на
 третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги вставать, как
 младенец, и стал ходить. Но не стремился посещать церковь, силою
 притаскивали его к церкви и так понемногу приучили его. И затем научился он
 на трапезу ходить, и сажали его отдельно от братии, и клали перед ним хлеб,
 и не брал его, пока не вкладывали его в руки ему. Феодосий же сказал:
 "Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пусть сам ест";
 и тот неделю не ел и, только понемногу оглядевшись, стал откусывать хлеб;
 так научился он есть, и так избавил его Феодосий от козней дьявольскиx.
 Исакий же опять стал придерживаться воздержания жестокого. Когда же
 скончался Феодосий и на его месте был Стефан, Исакий сказал: "Ты уже было
 прельстил меня, дьявол, когда я сидел на одном месте; а теперь я уже не
 затворюсь в пещере, но одержу над тобой победу, ходя по монастырю". И
 облекся в власяницу, а на власяницу надел свиту из грубой ткани и начал
 юродствовать и помогать поварам, варя на братию. И, приходя на заутреню
 раньше всех, стоял твердо и неподвижно. Когда же наступала зима и морозы
 лютые, стоял в башмаках с протоптанными подошвами, так что примерзали ноги
 его к камню, и не двигал ногами, пока не отпоют заутреню. И после заутрени
 шел в поварню и приготовлял огонь, воду, дрова, и затем приходили прочие
 повара из братии. Один же повар, по имени тоже Исакий, в насмешку сказал
 Исакию: "Вон там сидит ворон черный, ступай возьми его". Исакий же
 поклонился ему до земли, пошел, взял ворона и принес ему при всех поварах, и
 те ужаснулись и поведали о том игумену и братии, и стала братия почитать
 его. Он же, не желая славы человеческой, начал юродствовать и пакостить стал
 то игумену, то братии, то мирянам, так что некоторые и били его. И стал
 ходить по миру, также юродствуя. Поселился он в пещере, в которой жил
 прежде, - Литаний уже умер к тому времени, - и собрал к себе детей, и одевал
 их в одежды чернеческие, и принимал побои то от игумена Никона, то от
 родителей тех детей. Он же все то терпел, выносил побои, и наготу, и холод,
 днем и ночью. В одну из ночей разжег он печку в избушке у пещеры, и, когда
 разгорелась печь, заполыхал огонь через щели, ибо была она ветхой. И не было
 ему чем заложить щели, и встал на огонь ногами босыми, и простоял на огне,
 пока не прогорела печь, и тогда слез. И многое другое рассказывали о нем, а
 иному я сам очевидцем был. И так он победил бесов, как мух, невзирая на их
 запугивания и наваждения, говоря им: "Хоть вы меня когда-то и прельстили в
 пещере, потому что не знал я козней ваших и лукавства, ныне же со мною
 Господь Иисус Христос и Бог мой и молитва отца моего Феодосия, надеюсь на
 Христа и одержу победу над вами". Много раз бесы пакостили ему и говорили:
 "Наш ты и поклонился нашему старейшине и нам". Он же говорил: "Ваш
 старейшина антихрист, а вы - бесы". И осенял лицо свое крестным знамением, и
 оттого исчезали. Иногда же вновь приходили к нему ночью, пугая его видением,
 будто идет много народа с мотыгами и кирками, говоря: "Раскопаем пещеру эту
 и засыплем его здесь". Иные же говорили: "Беги, Исакий, хотят тебя
 засыпать". Он же говорил им: "Если б вы были люди, то днем пришли бы, а вы -
 тьма, и во тьме ходите, и тьма вас поглотит". И осенял их крестом, и
 исчезали. Другой раз пугали его то в образе медведя, то лютого зверя, то
 вола, то вползали к нему змеями, или жабами, или мышами и всякими гадами. И
 не могли ему ничего сделать, и сказали ему: "Исакий! Победил ты нас". Он же
 сказал: "Когда-то вы победили меня, приняв образ Иисуса Христа и ангелов, но
 недостойны были вы того образа, а теперь по-настоящему являетесь в образе
 зверином и скотском и в виде змей и гадов, какие вы и есть на самом деле:
 скверные и злые на вид". И тотчас сгинули от него бесы, и с тех пор не было
 ему пакости от бесов, как он и сам поведал об этом, что "вот была у меня с
 ними три года война". Потом стал он жить в строгости и соблюдать
 воздержание, пост и бдение. В таком житии и кончил жизнь свою. И разболелся
 он в пещере, и перенесли его больного в монастырь, и через неделю в
 благочестии скончался. Игумен же Иоанн и братия убрали тело его и
 похоронили.
 Таковы были черноризцы Феодосиева монастыря сияют они и по смерти, как
 светила, и молят Бога за живущую здесь братию, и за мирскую братию, и за
 жертвующих в монастырь, в котором и доныне добродетельной жизнью живут все
 вместе, сообща, в пении и в молитвах, и в послушании, на славу Богу
 всемогущему, хранимые молитвами Феодосия, ему же слава вечная, аминь.
 В год 6583 (1075). Начата была церковь Печерская над основанием
 Стефаном игуменом; основание ее начал Феодосий, а над основанием продолжил
 Стефан; и окончена была она на третий год, месяца июля в 11-й день. В тот же
 год пришли послы от немцев к Святославу; Святослав же, гордясь, показал им
 богатство свое. Они же, увидев бесчисленное множество золота, серебра и
 шелковых тканей, сказали: "Это ничего не стоит, ведь это лежит мертво. Лучше
 этого воины. Ведь мужи добудут и больше того". Так похвалился Иезекия, царь
 иудейский, перед послами ассирийского царя, у которого все было взято в
 Вавилон: так и по смерти Иезекии все имущество его расточилось.
 В год 6584 (1076). Ходил Владимир, сын Всеволода, и Олег, сын
 Святослава, в помощь полякам против чехов. В этом же году преставился
 Святослав, сын Ярослава, месяца декабря 27-го, от разрезания желвака, и
 положен в Чернигове, у святого Спаса. И сел после него на столе Всеволод,
 месяца января в 1-й день.
 |