Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
17.01.2019, 20:45
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [77]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [76]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [57]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [89]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [81]
Дворцовые секреты [145]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [105]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [65]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [71]
Гибель Карфагена [48]
Спартак [102]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Давид побеждает Голиафа
Разгром аламаннов 486 г.
Александр в Тире и Египте
Лисандр; сражение при Эгоспотамах. Падение Афин
Застольные вопросы
14
Политика Теодориха

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

28
Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли
Русской. Ему был дар дарован от Бога: предсказывал будущее и если видел, что
у кого-нибудь нечистые помыслы, то обличал его втайне и учил, как уберечься
от дьявола. Если кто-нибудь из братьев замышлял уйти из монастыря, то, увидя
его и придя к нему, обличал замысел его и утешал брата. Если же он кому
предрекал что, хорошее или дурное, сбывалось слово старца.
Был же и другой старец, именем Матвей: был он прозорлив. Однажды, когда
он стоял в церкви на месте своем, поднял глаза, обвел ими братию, которая
стояла и пела по обеим сторонам на клиросе, и увидел обходившего их беса, в
образе поляка, в плаще, несшего под полою цветок, который называется лепок.
И, обходя братию, бес вынимал из-под полы цветок и бросал его на
кого-нибудь; если прилипал цветок к кому-нибудь из поющих братьев, тот,
немного постояв, с расслабленным умом, придумав предлог, выходил из церкви,
шел в келью и засыпал и не возвращался в церковь до конца службы; если же
бросал цветок на другого и к тому не прилипал цветок, тот оставался стоять
крепко на службе, пока не отпоют утреню, и тогда уже шел в келью свою.Государство регулирует цены на некоторые лекарства Калининград, цены на остальные лекарства регулирует конкуренция. Видя
такое, старец поведал об этом братии своей. Другой раз видел старец
следующее: как обычно, когда старец этот отстоял заутреню, братия перед
рассветом шла по келиям своим, а этот старец уходил из церкви после всех. И
вот однажды, когда он шел так, присел он отдохнуть под билом, ибо была его
келья поодаль от церкви, и вот видит, как толпа идет от ворот; поднял глаза
и увидел кого-то верхом на свинье, а другие идут около него. И сказал им
старец: "Куда идете?". И сказал бес, сидевший на свинье: "За Михалем
Тольбековичем". Старец осенил себя крестным знамением и пришел в келию свою.
Когда рассвело и понял старец, в чем дело, сказал он келейнику: "Поди
спроси, в келье ли Михаль". И сказали ему, что "давеча, после заутрени,
перескочил через ограду". И поведал старец о видении этом игумену и братии.
При этом старце Феодосий преставился, и Стефан стал игуменом, а по Стефане
Никон: все это при старце. Стоит он как-то на заутрене, подымает глаза,
чтобы посмотреть на игумена Никона, и видит осла, стоящего на игуменовом
месте; и понял он, что не вставал еще игумен. Много и других видений видел
старец, и почил он в старости почтенной в монастыре этом.
А был еще и другой черноризец, именем Исакий; был он, когда еще жил в
миру, богат, ибо был купец, родом торопчанин, и задумал он стать монахом, и
раздал имущество свое нуждающимся и монастырям, и пошел к великому Антонию в
пещеру, моля, чтобы постриг его в монахи, И принял его Антоний, и возложил
на него одеяние чернеческое, и дал имя ему Исакий, а было ему имя Чернь.
Этот Исакий повел строгую жизнь: облекся во власяницу, велел купить себе
козла, ободрал его мех и надел на власяницу, и обсохла на нем кожа сырая. И
затворился в пещере, в одном из проходов, в малой кельице, в четыре локтя, и
там молил Бога со слезами. Была же пищей его просфора одна, и та через день,
и воды в меру пил. Приносил же ему пищу великий Антоний и подавал ее через
оконце - такое, что только руку просунуть, и так принимал пищу. И так
подвизался он лет семь, не выходя на свет, никогда не ложась на бок, но,
сидя, спал немного. И однажды по обычаю с наступлением вечера, стал класть
поклоны и петь псалмы по полуночи; когда же уставал, сидел на своем сиденье.
Однажды, когда он так сидел по обыкновению и погасил свечу, внезапно свет
воссиял в пещере, как от солнца, точно глаза вынимая у человека. И подошли к
нему двое юношей прекрасных, и блистали лица их, как солнце, и сказали ему:
"Исакий, мы - ангелы, а там идет к тебе Христос, пади и поклонись ему". Он
же, не поняв бесовского наваждения и забыв перекреститься, встал и
поклонился, точно Христу, бесовскому действу. Бесы же закричали: "Наш ты,
Исакий, уже!". И, введя его в кельицу, посадили и стали сами садиться вокруг
него, и была полна келья его и весь проход пещерный. И сказал один из бесов,
называемый Христом: "Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам
Исакий спляшет". И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им
забавляться. И, утомив его, оставили его еле живого и ушли, так надругавшись
над ним. На другой день, когда рассвело и подошло время вкушения хлеба,
подошел Антоний, как обычно, к оконцу и сказал: "Господи, благослови, отче
Исакий". И не было ответа; и сказал Антоний: "Вот, он уже преставился". И
послал в монастырь за Феодосием и за братией. И, прокопав там, где был
засыпан вход, вошли и взяли его, думая, что он мертв; вынесли и положили его
перед пещерою. И увидели, что он жив. И сказал игумен Феодосий, что
"случилось это от бесовского действа". И положили его на постель, и стал
прислуживать ему Антоний. В то время случилось прийти князю Изяславу из
Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав,
прислав, ночью отправил Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов,
возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, там и поселился. И существует там
монастырь святой Богородицы на Болдиных горах и до сего дня. Феодосий же,
узнав, что Антоний отправился в Чернигов, пошел с братией, и взял Исакия, и
принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо был он расслаблен телом
так, что не мог сам ни повернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть,
но лежал на одном боку и постоянно мочился под себя, так что от мочения и
черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам своими руками умывал и
переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в
течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой иной
пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же
молился Богу за него и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на
третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги вставать, как
младенец, и стал ходить. Но не стремился посещать церковь, силою
притаскивали его к церкви и так понемногу приучили его. И затем научился он
на трапезу ходить, и сажали его отдельно от братии, и клали перед ним хлеб,
и не брал его, пока не вкладывали его в руки ему. Феодосий же сказал:
"Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пусть сам ест";
и тот неделю не ел и, только понемногу оглядевшись, стал откусывать хлеб;
так научился он есть, и так избавил его Феодосий от козней дьявольскиx.
Исакий же опять стал придерживаться воздержания жестокого. Когда же
скончался Феодосий и на его месте был Стефан, Исакий сказал: "Ты уже было
прельстил меня, дьявол, когда я сидел на одном месте; а теперь я уже не
затворюсь в пещере, но одержу над тобой победу, ходя по монастырю". И
облекся в власяницу, а на власяницу надел свиту из грубой ткани и начал
юродствовать и помогать поварам, варя на братию. И, приходя на заутреню
раньше всех, стоял твердо и неподвижно. Когда же наступала зима и морозы
лютые, стоял в башмаках с протоптанными подошвами, так что примерзали ноги
его к камню, и не двигал ногами, пока не отпоют заутреню. И после заутрени
шел в поварню и приготовлял огонь, воду, дрова, и затем приходили прочие
повара из братии. Один же повар, по имени тоже Исакий, в насмешку сказал
Исакию: "Вон там сидит ворон черный, ступай возьми его". Исакий же
поклонился ему до земли, пошел, взял ворона и принес ему при всех поварах, и
те ужаснулись и поведали о том игумену и братии, и стала братия почитать
его. Он же, не желая славы человеческой, начал юродствовать и пакостить стал
то игумену, то братии, то мирянам, так что некоторые и били его. И стал
ходить по миру, также юродствуя. Поселился он в пещере, в которой жил
прежде, - Литаний уже умер к тому времени, - и собрал к себе детей, и одевал
их в одежды чернеческие, и принимал побои то от игумена Никона, то от
родителей тех детей. Он же все то терпел, выносил побои, и наготу, и холод,
днем и ночью. В одну из ночей разжег он печку в избушке у пещеры, и, когда
разгорелась печь, заполыхал огонь через щели, ибо была она ветхой. И не было
ему чем заложить щели, и встал на огонь ногами босыми, и простоял на огне,
пока не прогорела печь, и тогда слез. И многое другое рассказывали о нем, а
иному я сам очевидцем был. И так он победил бесов, как мух, невзирая на их
запугивания и наваждения, говоря им: "Хоть вы меня когда-то и прельстили в
пещере, потому что не знал я козней ваших и лукавства, ныне же со мною
Господь Иисус Христос и Бог мой и молитва отца моего Феодосия, надеюсь на
Христа и одержу победу над вами". Много раз бесы пакостили ему и говорили:
"Наш ты и поклонился нашему старейшине и нам". Он же говорил: "Ваш
старейшина антихрист, а вы - бесы". И осенял лицо свое крестным знамением, и
оттого исчезали. Иногда же вновь приходили к нему ночью, пугая его видением,
будто идет много народа с мотыгами и кирками, говоря: "Раскопаем пещеру эту
и засыплем его здесь". Иные же говорили: "Беги, Исакий, хотят тебя
засыпать". Он же говорил им: "Если б вы были люди, то днем пришли бы, а вы -
тьма, и во тьме ходите, и тьма вас поглотит". И осенял их крестом, и
исчезали. Другой раз пугали его то в образе медведя, то лютого зверя, то
вола, то вползали к нему змеями, или жабами, или мышами и всякими гадами. И
не могли ему ничего сделать, и сказали ему: "Исакий! Победил ты нас". Он же
сказал: "Когда-то вы победили меня, приняв образ Иисуса Христа и ангелов, но
недостойны были вы того образа, а теперь по-настоящему являетесь в образе
зверином и скотском и в виде змей и гадов, какие вы и есть на самом деле:
скверные и злые на вид". И тотчас сгинули от него бесы, и с тех пор не было
ему пакости от бесов, как он и сам поведал об этом, что "вот была у меня с
ними три года война". Потом стал он жить в строгости и соблюдать
воздержание, пост и бдение. В таком житии и кончил жизнь свою. И разболелся
он в пещере, и перенесли его больного в монастырь, и через неделю в
благочестии скончался. Игумен же Иоанн и братия убрали тело его и
похоронили.
Таковы были черноризцы Феодосиева монастыря сияют они и по смерти, как
светила, и молят Бога за живущую здесь братию, и за мирскую братию, и за
жертвующих в монастырь, в котором и доныне добродетельной жизнью живут все
вместе, сообща, в пении и в молитвах, и в послушании, на славу Богу
всемогущему, хранимые молитвами Феодосия, ему же слава вечная, аминь.
В год 6583 (1075). Начата была церковь Печерская над основанием
Стефаном игуменом; основание ее начал Феодосий, а над основанием продолжил
Стефан; и окончена была она на третий год, месяца июля в 11-й день. В тот же
год пришли послы от немцев к Святославу; Святослав же, гордясь, показал им
богатство свое. Они же, увидев бесчисленное множество золота, серебра и
шелковых тканей, сказали: "Это ничего не стоит, ведь это лежит мертво. Лучше
этого воины. Ведь мужи добудут и больше того". Так похвалился Иезекия, царь
иудейский, перед послами ассирийского царя, у которого все было взято в
Вавилон: так и по смерти Иезекии все имущество его расточилось.
В год 6584 (1076). Ходил Владимир, сын Всеволода, и Олег, сын
Святослава, в помощь полякам против чехов. В этом же году преставился
Святослав, сын Ярослава, месяца декабря 27-го, от разрезания желвака, и
положен в Чернигове, у святого Спаса. И сел после него на столе Всеволод,
месяца января в 1-й день.
Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 1148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
46
И о а н н - IV г р о з н ы й (1538-1584)
И мы защищали Вьетнам
РУСАЛКИ И ЕДИНОРОГИ
И в а н а л е к с е и в и ч (1682-1689)
36
На XXII съезде КПСС

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2019
Сайт управляется системой uCoz