В период между 1890 и 1913 годом русская промышленность увеличила свою производительность в 4 раза. Ее доход почти сравнялся с поступлениями, получавшимися от земледелия, а товары покрывали почти 4/5 внутреннего спроса на мануфактурные изделия. За 4 последних года до Первой мировой войны число вновь учреждавшихся акционерных обществ возросло на 132 %, а вложенный в них капитал увеличился в 4 раза. О росте благосостояния населения можно судить по увеличению вкладов в государственные сберегательные кассы. Так, количество открытых счетов с 1894 по 1908 год увеличилось почти в 5 раз, а объем вкладов в 4 раза. В 1914 году в Государственной сберегательной кассе было вкладов на сумму более 2,2 млрд рублей. Весьма убедительны цифры, характеризующие экономический рост России в царствование Николая II. Так, с 1895 по 1914 год добыча каменного угля возросла на 300 %, нефти – на 65 %, марганца – на 364 %, меди – на 375 %, золота – на 43 %. Выплавка чугуна, стали увеличилась более чем в 2 раза.
Сельское хозяйство
В течение двух десятилетий, предшествовавших войне 1914–1918 годов, сбор урожая хлебов удвоился. В 1913 году в России урожай главных злаков был на 1/3 выше, чем в Аргентине, Канаде и Соединенных Штатах Америки вместе взятых. В частности, сбор ржи в 1894 году дал 2 млрд пудов, а в 1913 г. – 4 млрд пудов. Россия в царствование императора Николая II была главной кормилицей Западной Европы. При этом особое внимание обращает на себя феноменальный рост вывоза земледельческих продуктов (зерна и муки) из России в Англию. С 1908 по 1910 год он увеличился в 3 раза. На Россию приходилась половина мирового экспорта яиц. Только в 1909 году страна выручила на продаже яиц более 62 млн рублей. Накануне Первой мировой войны Россия производила 80 % мировой добычи льна. Благодаря развернувшимся в Туркестане работам по орошению, предпринятым еще в царствование императора Александра III, урожай хлопка в 1913 году покрывал все годовые потребности русской текстильной промышленности. Последняя в период между 1894 и 1911 годами удвоила свое производство.
Железные дороги
Сеть железных дорог в России имела протяженность около 70 тысяч км, из которых Великая сибирская магистраль (7,5 тысяч км) была самой длинной в мире. В 1916 году, то есть в самый разгар войны, было построено более 1800 км железных дорог, которые соединили Северный Ледовитый океан (порт Романов-на-Мурмане – ныне Мурманск) с центром России. К 1917 году в России находилось в эксплуатации 81 116 км железных дорог и 15 тысяч км еще строились. В царской России за период с 1880 по 1917 год (т. е. за 37 лет) было построено 58 251 км железнодорожных магистралей, что дает средний годовой прирост в 1575 км. За 38 лет советской власти (а к концу 1956 года) было построено всего лишь 3250 км, (годовой прирост – 955 км). Накануне войны 1914–1918 годов чистый доход с государственных железных дорог покрывал 83 % годичных процентов и амортизации государственного долга. Иными словами, выплачивание долгов (как внутренних, так и внешних) в пропорции более чем на 4/5 было обеспечено одними только доходами, которые государство получало от эксплуатации своих железных дорог. Надо добавить, что, по сравнению с другими, российские железные дороги для пассажиров были самыми дешевыми и самыми комфортабельными в мире. |