В середине 1 в.н.э. Римская империя пережила тяжелый поли- тический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и же- стокую гражданскую войну 68-69 гг.н. э. Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее и других восточных провинциях Империи. Восстания против рим- лян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно, но в 66 г. восстание охватило всю страну. Повстанцы, изгнав и уничтожив римские отряды в Иерусалиме и других местностях Па- лестины, обратились за помощью к иудеям диаспоры, среди которых распространялись пророческие сочинения о близком <конце мира>, о приходе <агнца> (<мессии>), который уничтожит господство злых и установит <тысячелетнее царство бога> в Иерусалиме. Одно из сочинений подобного типа, написанное в начале 69 г.н. э., сохрани- лось и вошло в число <священных> книг христианской религиозной литературы под названием <Апокалипсиса Иоанна>. Однако после отчаянной борьбы римские легионы сломили со- противление иудейских повстанцев. Иерусалим был взят штурмом и сожжен. Восстание было подавлено. Подавлены были восстания и в других провинциях Римской империи. Многие тысячи иудейских пленных, в том числе и различных сектантов, были проданы в раб- ство. Тысячи других бежали из Иудеи, спасаясь от преследований (73 г.н. э.). Большинство переселенцев осело в богатых торговых городах Малой Азии, но некоторые из иудейских беженцев поселились в Греции, Македонии, Италии и самом Риме. Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность надежд на появление <мессии> вызвали среди масс угнетенного на- селения провинций чувство глубокого разочарования, стремление найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. <...Во всех классах должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия, ни школа Эпикура... Утешение должно было выступить именно в религиозной форме...> ^ Создавалась весьма благоприятная обстановка для проповедей новых религиозных учений. <Не только Палестина, но и весь Во- -сток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых гос- подствовала, можно сказать, прямо по Дарвину, борьба за идейное существование>, - писал Ф. Энгельс ^ В последней трети 1 в.н.э. в западных провинциях Малой Азии, а также в соседней с ними Македонии и в Александрии стали воз- никать среди низших слоев городского населения общины людей, веривших, что обещанный Яхве <мессия> - божий помазанник, по- гречески Христос, приходил на землю. Но он явился не в виде побе- доносного военного вождя, а как скромный проповедник, принесший людям <духовное> освобождение, призывавший к миру, милосердию и всепрощению. В результате изучения рукописей, найденных в кумранских пе- щерах, выяснено, что впервые упоминания о подобном проповеднике встречается в рукописях ессенов, написанных еще до восстания 66-73 гг.н. э. В <Комментарии на книгу пророка Хабаккука (Абаккума)>, найденном в Кумране, упоминается некий <учи- тель справедливости, которому бог поведал все тайны слов его про- роков-рабов...>. Однако <злой жрец> стал преследовать <учителя справедливости> и убил его. Но в <... конце дней...> <учитель спра- ведливости> появится вновь и, наградив верующих, восстановит по- пранную справедливость. Как звался этот проповедник и когда он жил, в рукописи не упоминается. Наряду с этим, как уже говори- лось, среди сектантов ходили сочинения о <конце мира> - апока- липсисы, когда божий посланец воскресит всех умерших и сотворит <страшный суд> над живыми и мертвыми. Из подобных верований в сочетании с учением Филона о <сыне божьем>, посланном на землю, постепенно стали складываться в рассказы о <божьем сыне> Иисусе Христе, якобы проповедывавшем в Иудее в конце принципата императора Тиберия (30-33 гг.н. э.). Возникли эти верования далеко не сразу. В <Апокалипсисе Иоанна> упоминается лишь <Агнец божий>, являющийся на землю для суда над живыми и мертвыми. В другом древнейшем христианском про- изведении - <Пастырь Ерма>, повествующем о видении автора, го- ворится лишь о <сыне божьем>, который одновременно является и <духом святым>. Лишь в более поздних письмах (<посланиях>), при- писываемых одному из легендарных христианских проповедников Павлу, называется имя Иисуса Христа, как основоположника новой религии. Послания с поучениями создавались проповедниками, переходив- шими из одной общины сектантов в другую. Эти проповедники на- зывались <апостолами>. Они выступали на собраниях верующих с проповедями и предсказаниями близкого <конца мира> и прихода грозного судьи - <сына божия>, пострадавшего при своем первом снисхождении на землю в виде проповедника. В одном из древнейших христианских сочинений - <Дидахе>, или <Учении 12 апостолов>, истинный проповедник новой веры не должен ничего брать у членов общины, кроме хлеба на дорогу, что ему надлежит оставаться в общине не более трех дней. Образ <мессии> - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце 1 и первой половине II веков н.э. появились жизнеописания легендарного основополож- ника новой религии. Эти повествования, содержавшие рассказы о некоторых моментах жизни, проповеди, страданиях, смерти и чу- десном воскрешении Христа получили название <Евангелий>. Их было более десяти. Впоследствии -в IV в.н.э.- главы христиан- ских религиозных объединений объявили <истинными> - <канони- ческими> ' лишь четыре из них: евангелия по Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Большинство других повествований о жизни и деятель- ности Христа - <Изречения Христа>, <Акты Пилата>, <Евангелия Петра, Фомы, Двенадцати апостолов, Богоматери> и др. были объ- явлены ложными - <апокрифическими>. Согласно канонической версии, принятой и до настоящего вре- мени поддерживаемой христианскими церковниками, основателем христианской религии являлся некто Иегошуа (греческая форма име- ни Иисус), прозванный своими последователями Христом и <Спаси- телем>. Он будто бы родился в древнем, священном для иудеев го- родке - Вифлееме в конце тридцатого года принципата Августа. Семья Иисуса будто бы была вынуждена бежать с новорожденным в Египет, так как царь Ирод, прослышав о рождении <мессии>, при- казал перебить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. Позднее Иисус жил на севере Палестины в Назарете. Тридцати лет он уходит из семьи р, явившись к проповеднику Иоанну, предсказывавшему явление <мессии> и очищавшему приходивших к нему от грехов омовением в реке Иордане, совершает священное омовение (<креще- ние>). После чего Иисус начинает проповедь обновленной религии. Вокруг Иисуса собирается группа учеников-Андрей, Матфей, Петр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков, Филипп и др. - всего двенадцать. Впоследствии в христианской литературе они назывались апосто- лами. Сопровождаемый <апостолами>, Иисус в течение трех лет стран- ствовал по Иудее, проповедуя свое религиозное учение и совершая <чудеса> (превращение воды в вино, насыщение 5000 людей пятью рыбами и хлебами, исцеление больных и даже... воскрешение мерт- вых). Одновременно он обличал лицемерие, ханжество, корыстолю- бие и алчность иерусалимского жречества и <учителей закона> (фа- рисеев), чем вызвал против себя их крайнее озлобление. Когда на третий год своей проповеди Иисус пришел на празд- нование <Пасхи> в Иерусалим, то после совершения ритуальной тра- пезы, он был предательски схвачен, благодаря измене одного из уче- ников - Иуды Искариота. Ночью же совет жрецов - <синедрион> ' Канон - по-древнегречески - порядок, закон. приговорил его к смертной казни. Приговор <синедриона> был ут- вержден римским прокуратором Иудеи - Понтием Пилатом, хотя и видевшим полную невиновность осужденного, но не пожелавшего ссо- риться со жречеством и демонстративно <умывшим руки>. Иисус был распят на кресте вместе с двумя разбойниками, как самозванец, назвавший себя <царем иудейским>. Втайне похоронен- ный учениками, он будто бы <воскрес> на третий день после смерти. В последующие дни Иисус несколько раз <являлся> ученикам, а на 40-й день после воскресения вывел их на соседнюю с Иерусалимом гору и в их присутствии <вознесся> на небо, обтещав вернуться на землю в конце существования мира для суда над живыми и мерт- выми. После <вознесения> Иисуса на небо <апостолы> разошлись по разным странам мира и сделались основателями общин, верив- ших в Иисуса как Христа и земное воплощение божества. Это мифологическое объяснение возникновения христианской ре- лигии, окончательно сложившееся около середины II в.н. э., сохра- няется до настоящего времени и является основой христианских ре- лигиозных верований во всех ветвях христианства.
|