УЭЛЬС, составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, расположенная к западу от Англии на о. Великобритания. На севере омывается Ирландским морем, на юге — Бристольским заливом и на западе — проливом Св. Георга. Хотя в политическом отношении Уэльс связан с Англией с 1536, он сохранил свои культурные традиции. Площадь 20 764 кв. км. Население по оценкам составляет около 3 млн. человек. Промышленные районы на юге и северо-востоке Уэльса густо населены. На обширных вересковых пустошах как в прошлом, так и теперь преобладает редкое население. Главный и крупнейший город — Кардифф. Другие крупные города — Суонси, Ньюпорт и Ронта. Решающую роль в истории Уэльса сыграло его географическое положение. В древности он находился на пересечении морских путей, и на его территории можно обнаружить мегалитические сооружения эпохи неолита (на острове Ллайн и в Пембрукшир-Кост). Эти морские пути использовали и миссионеры, которые начали христианизацию Уэльса в 5 в. Римские, англо-саксонские и норманнские завоеватели приходили в Уэльс с востока. К концу 8 в. его население было отрезано от других бриттов англо-саксонскими завоеваниями, и с тех пор они стали называть себя кимрами. В это время границы Уэльса были грубо обозначены рвом, сооруженным королем Мерсии Оффой (ум. 796). Христианство уже имело прочное положение в стране благодаря монахам. Главным из них был Деви (ум. ок. 600), получивший в период нормандских завоеваний имя Давида, святого покровителя Уэльса. В 768 Уэльс признал папскую власть. Когда римляне покинули Британские острова в 5 в., Уэльс был разделен на области, которые были затем объединены в 9–11 вв. благодаря деятельности нескольких королей, в том числе Гоуэла Доброго (ум. 950), по традиции называемого «Законодателем». Гоуэл первым составил сборник единых для всего Уэльса законов. Самые ранние из дошедших до нас текстов уэльсского права датируются 13 в., однако они содержат элементы законов Гоуэла и рисуют картину общества гораздо более древнего периода. Главными чертами этого общества были обычай делить наследство между наследниками-мужчинами, мешавший установлению единовластия в Уэльсе, и верховная роль родовых союзов (кланов) в жизни его членов. Нормандское завоевание Англии в 11 в. имело решающее воздействие на ход исторического развития валлийцев. Нормандцы образовали мощные графства в Честере, Шрусбери и Херефорде, что обеспечило им возможность без труда продвинуться в Уэльс, поэтому юг страны вскоре оказался под властью нормандских завоевателей. Пик борьбы приходится на 13 в., когда Ллевелин Великий (Ллевелин-ап-Иорверт) (ум. 1240) и затем Ллевелин Последний (Ллевелин-ап-Гриффид) разбили норманнов и попытались образовать самостоятельное государство. Ллевелин Последний был признан (королем Англии Генрихом III) первым принцем Уэльским в 1267, однако уже в 1282 Эдуард I вторгся в Уэльс и большая часть его территории перешла во владение английского короля. Кое-кто из валлийцев сотрудничал с завоевателями, но недовольство, раздутое экономическими и социальными неурядицами, привело в 1400 к неудавшемуся восстанию во главе с Оуэном Глендоуэром, подвиги которого вошли в легенду. Сопротивление господству англичан пошло на убыль, когда на трон в 1485 взошел Генрих VII Тюдор, который был наполовину валлийцем. Акты об унии 1536–1542, принятые в правление Генриха VIII, приветствовались воодушевленной валлийской знатью. Согласно этим актам, являвшимся частью политики, направленной на установление сильного суверенного государства, Уэльсу разрешалось иметь представительство в парламенте, валлийцы допускались как полноправные партнеры в центральные и местные органы власти, в сферы торговли и общественной жизни. Однако валлийский язык не признавался в судах. Лояльность Тюдорам сменилась лояльностью Стюартам, которые заняли английский трон в 1603 в лице Якова I. Во время английской гражданской войны, начавшейся в 1642, Уэльс упрямо поддерживал короля Карла I и его сторонников. Библия была переведена на валлийский в 1588 и стала символом уэльсского протестантизма, но из-за гражданской войны в Англии протестантизм не получил широкого распространения в Уэльсе. Движение методистов, ставшее заметным в 1730-х годах, хотя и развивалось независимо от методизма в Англии, сохраняло с ним тесные связи. Оно было названо «Великим Пробуждением» и, наряду с промышленной революцией середины 19 в., стало одним из двух главных факторов, определивших облик современного Уэльса. В 1811 кальвинисты методистского толка порвали с Англиканской церковью. К 1851 нонконформисты составляли 76% верующего населения. Промышленная революция началась в Уэльсе после 1840. В северном Уэльсе началась добыча меди, угля и сланца, однако главные предприятия были образованы в южном Уэльсе. В районе Мертира были построены огромные железоплавильные заводы, и в начале 19 в. началась экспансия в долины Монмутшира. Угледобыча стала отраслью первостепенной важности, когда в 1860-х были освоены ранее закрытые долины Ронды и Уэльс стал одним из основных экспортеров угля. К 1875 большая часть предприятий по изготовлению жестяных изделий была сосредоточена в южном Уэльсе, какое-то время служивший центром мирового производства жести. Жестоко пострадав после введения американского тарифа Мак-Кинли 1890, отрасль впоследствии вновь встала на ноги. Процесс индустриализации привел к значительному увеличению населения Уэльса. В сельских районах существовали напряженные отношения между простым народом (нонконформистами) и сквайрами, проводниками английского влияния, давно утратившими роль естественных лидеров. Главным мотивом этого конфликта было неприятие непопулярной официальной церкви и установленной ею десятины. Нонконформисты объединились с Либеральной партией, выступавшей за отделение церкви от государства. В 1916 уэльский либерал Дэвид Ллойд Джордж стал премьер-министром Великобритании. Англиканская церковь была наконец отделена от государства в Уэльсе в 1920. Нонконформистский радикализм был окрашен в националистические цвета, однако главные плоды национального самосознания в то время носили не политический, а культурный характер (например, образование университета Уэльса в 1893). Основание Национальной партии Уэльса (Плайд Кимру) в 1925 напомнило, однако, что в цели небольшого, но решительного политического меньшинства. В южном Уэльсе в конце 19 — начале 20 вв. рабочий класс начал поддерживать Лейбористскую партию. Экономическая депрессия в период между войнами привела к росту популярности лейбористов на юге Уэльса. Только в 1922–1932 242 тыс. человек покинули долины южного Уэльса, что более чем в два раза превысило количество всех эмигрантов из Уэльса на всем протяжении 19 в. Уэльский национализм получил признание и в 1942, когда валлийский язык был признан в качестве официального, а также в 1955, когда столицей Уэльса стал Кардифф. В 1964 в правительстве была образована должность министра по делам Уэльса в ранге члена кабинета. В 1978 лейбористский парламент принял акт об образовании выборной Уэльской ассамблеи с правом решать местные вопросы. Однако этот план был отвергнут на референдуме 1979, и тогда акт был отменен. При консерваторах, с 1979 по 1997, Уэльс переживал значительные перемены в экономической жизни. Хотя угольная отрасль пришла в упадок, получил развитие туристский бизнес. На всем протяжении этого периода избиратели продолжали поддерживать Лейбористскую партию как на местных, так и на общенациональных выборах. В 1997 вновь избранное лейбористское правительство вернулось к планам выборной Уэльской ассамблеи. Вопрос был поставлен на референдум в сентябре 1997 и решен положительно большинством в 50,3% над 49,7% голосов (559 419 против 552 698). В отличие от Шотландской, Уэльская ассамблея не будет ведать налогами, зато получит право распоряжения бюджетом нынешнего министерства по делам Уэльса. На выборах 1999 места в Уэльской ассамблее займут 60 членов нового парламента.
|