Первоначально территорию Рима занимали три племени, или трибы,-Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этрус- ки). Каждое из них состояло из 100 родов, объединенных в 10 ку- рий. Таким образом, население древнейшего Рима, согласно леген- дам, было организовано в 3 трибы, 30 курий и 300 родов.Ф. Эн- гельс отмечал <печать искусственного образования> этой организа- ции, но считал, что <при этом не исключена возможность, что яд- ром каждого из трех племен могло служить подлинное старое племя>> ^ Род был естественно сложившейся единицей и, подобно грече- скому роду, был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родо- вое имя производилось от имени реального или мифического предка. Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корне- лии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели зем- лей, обладали общим местом погребения, имели общие религиозные празднества. Так, род Юлиев почитал свою прародительницу Вене- ру и Аполлона, Петиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса, Навции - культ Минервы. Сородичи обязаны были помогать друг другу и не вступать в брак внутри рода. Число членов рода было различным: род Фабиев, например, в V в. до н.э. насчитывал 306, а Клавдиев в VI в. до н.э.-5 000 лиц мужского пола. Родоплеменная община римлян возглавлялась сенатом, т.е. сове- том старейшин трехсот родов. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат обсуждал все дела, которые окончательно решались на народном собрании. Оно собиралось по куриям, откуда его назва- ние - куриатные комиции. Зд^ь. в числе прочих важных дел, вы- бирался царь, напоминающий греческого басилевса. Ему принадле- жали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верхов- ного судьи. Члены родов, а через них триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право всту- пать в сенат, становиться военными вождями и т.п. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бед- ные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходных с патриархальным рабством. Итак, родовая организация римлян разрушалась. Этот про- цесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое население из покоренных, пре- имущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс, т.е. множество. Плебеи были свободны, они добились права частной собственно- сти на землю, занимались ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родо- выми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отно- шения зависимости - <клиентелы>. Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял часть земли, защищал его в суде. <Клиент> (т.е. верный, послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его ро- дом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми. В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимуще- ственно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне. В конце царской эпохи (VI в. до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные. Этот процесс в Риме был ускорен этрусским завоеванием. По мнению большинства историков, последние три римских ца- ря - Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквикий Гордый, по происхождению этруски - личности исторические. Предания рисуют их правителями, старавшимися укрепить свою власть. Для этого им необходимо было опереться на военную силу, располагать войском, независимым от родовой организации, возглавляемой патрициями. В борьбе с последними цари использовали растущую массу плебеев. Проведение соответствующей реформы приписывается шестому ца- рю - Сервию Туллию. Согласно римской традиции, Сервий Туллий поделил все муж- ское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущест- венных разрядов. Критерием имущественного состояния был земель- ный надел, но в рассказе позднего автора, повествующего о рефор- ме, дана его стоимость в денежном выражении. К 1 классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для II класса было имущество в 75 000 ассов; для III -- 50 000, для IV - 25 000, для V - 11500 ассов. Все бедняки составляли VI класс-пролетариев, богатством которых было лишь их потомство. Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц-центурий (сотен): 1 класс-80 центурий тяжеловоору- женных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; II класс - 22; III - 20; IV - 22; V - 30 центурий легковооруженных и VI класс - одну центурию, в общем 193 центурии. Взамен старого деления на три племени - трибы, Сервий поде- лил всю римскую территорию на округа, которые сохранили назва- ние триб. Значение реформ Сорвия Туллия огромно. Рядом с древними племенными собраниями - куриатными комициями - вырос но- вый вид народных собраний по центуриям, в которых участвовало все военнообязанное население. К этим центуриатным комициям перешло решение всех важнейших вопросов в жизни римской общи- ны, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением тер- риториальных округов, выдвижением на передний план людей бога- тых, а не просто родовитых, Сервий Туллий нанес сокрушительный удар по институтам родового строя. В современной исторической науке высказываются мнения о том, что Сервию было приписано много установлений более позднего времени. В частности, указывается на то, что проведение центури- атной реформы и слияние патрициев и плебеев в один народ могли иметь место не ранее V-IV вв. до н.э. Однако можно сказать, что Сервий Туллий, создав территориаль- ные трибы и единое войско из патрициев и плебеев, положил на- чало включению плебеев в состав римского гражданства. Сервиева реформа была торжеством государственности. Отмечая это, Ф. Эн- гельс писал: <...Так... в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, поко- ившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было но- вое, действительно государственное устройство, основанное на тер- риториальном делении и имущественных различиях>.
|