Как и у многих других народов, у римлян собственно литератур- ному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народ- ное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые уче- ные считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, наро- дом практичным и сухим. Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые до- шли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтиче- ской форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например <песня гребцов>. Молитвы и обраще- ния к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн <братьев пахарей>, гимн жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов. При похоронах исполняли специальные похоронные песни, за- плачки (они назывались ненниями), где выражалась скорбь об умер- шем и перечислялись его заслуги. Существовал обычай ставить над- гробия с надписью, где упоминались заолуги покойного. Примером может служить надпись в честь Сципиона Бородатого (консула 298 г. до н.э.), сделанная на саркофаге. На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхва- лялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включались легенды, иногда перемешанные с реальными со- бытиями о героическом прошлом Рима. Многие легенды застольных песен были заимствованы позднейшими римскими историками (на- пример, Титом Ливием), включены ими в свои исторические труды и приобрели видимость исторических фактов. Народные поэтические произведения были написаны особым сти- хотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близ- ким по своей ритмике к былинным стихам других народов. Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время деревенских праздников урожая ряженая сельская моло- дежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импро- визированными или заученными насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами - их называли фесценнины - содержатся уже элементы диалога, дра- матического действия. Наряду с фесценнинами получает распространение комедия ма- сок-ателлана (от названия города в Кампании-Ателлы). Ее ге- роями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стари- ков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседнев- ную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом. Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных событий, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. В IV в. до н.э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распрост- ранение письменности, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведе- ниями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной рим- ской поэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая лите- ратура, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифо- логия. Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был ра- бом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливии Андроник пере- вел на латинский язык <Одиссею> Гомера, он переделывал и пере- водил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливии Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, из- менение имен, новые сцены. Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в ста- новлении римской литературы. Они познакомили римлян с замеча- тельной греческой литературой, мифологией, эпосом и театром. Ли- вии Андроник сделал самый трудный - первый шаг, он положил на- чало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга. Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой за- слугой Невия было составление поэмы о первой пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний пер- вый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам. Если Ливии Андроник и Гней Невий писали свои произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер - обычный у греков гек- заметр. Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н.э. <был Тит Макций Плавт (254-184 гг. до н.э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников, он рабо- тал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал вы- дающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные: сцены из семейной жизни, жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчи- вые, ловкие и жадные. Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие гороДа, что говорит о подражательности плавтовских ко- медий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского Форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в гре- ческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким рим- ским юмором, сочным латинмсим языком. Национальный римский колорит обеспечил плавтовским пьесам долгий успех у римской пуб- лики. Видное место в римской литературе первой половины II в. до н.э. имел Публий Теренций Африканец (185-159 гг. до н.э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта, Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался пере- сказом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу-Менандром. Однако Теренций обращал большое вни- мание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получили психо- логическое развитие по ходу действия. Если Плавт и Теренций были крупнейшими сочинителями коме- дий, то Пакувий (220-130 гг. до н.э.) и Акций (170-85 гг. до н.э.) достигли известного совершенства в составлении римских тра- гедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии гре- ческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако, в отличие от комедий Плавта, римская трагедия всегда была подражательной, слабо свя- занной с реальной римской действительностью. Римская комедия и трагедия развивались в значительной сте- пени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не ис- конно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, напол- ненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь раз- ных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом сатура свой сборник стихов полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н.э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество, мораль- ное разложение, клятвопреступление, жадность. Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завое- вания Рима привели к росту богатства, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, моральному разложению олигархов. Реаль- ная жизнь давала сюжеты для сатур Луцилия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения. Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латин- ская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической тра- гедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной алек- сандрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую лите- ратуру. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расши-
Уличные актеры. Степная живопись 1 в.н.э. ряло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деяте- лей, ораторов. Обогащенные и собственным опытом и влиянием греческой лите- ратуры римские поэты и писатели 1 в. до н.э. рассматривали про- изведения авторов III и II вв. до н.э. как грубые и варварские. Римская поэзия 1 в. до н.э. поднялась на новую, более высокую ступень. В 1 в. до н.э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два ги- ганта римской поэзии-Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н.э.) и Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма <О природе вещей> в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллини- стического философа Эпикура (об атомистической теории мирозда- ния, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии чело- вечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция-дать мате- риалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлека- тельной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпи- тетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой филосо- фией, обогатили ее знанием многих вопросов юриспруденции, исто- рии, политических учений. Без сочинений Цицерона также невоз- можно представить себе последующую римскую литературу, как русскую литературу XIX в. без творчества Пушкина. Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующие века. Они сохранились до нашего времени с наиболь- шей полнотой (в сравнении с произведениями других авторов). Крупным римским писателем был Юлий Цезарь, автор <Записок о галльской войне> и <Записок о гражданской войне>. Эти произве- дения представляют собой отчеты о двух войнах, которые вел сам Цезарь. Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал полити- ческие цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание граж- данской войны на своих противников. <Записки> Цезаря - это вы- дающиеся литературные произведения, образцы римской художествен- ной прозы. Для них характерно продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ, точный и правильный язык. Большим событием в литературной жизни конца Республики был выход исторических сочинений Саллюстия Криспа (86-35 гг. до н.э.): <О Югуртинской войне>, <О заговоре Катилины> и '<Исто- рия>. Первые два произведения Саллюстия являются образцами исторической монографии, написаны они с целью показать полную неспособность римской знати управлять государством и необходи- мость установления сильной власти. Сочинения Саллюстия являются вместе с тем и крупными литературными произведениями. Написаны они мастерски, изложение внешне спокойное, но за ним чувствуется внутреннее напряжение; описание конкретных исторических фактов перемежается с философскими рассуждениями и блестящими исто- рическими портретами, речь краткая, емкая и очень выразительная.
|