Во время войны с убийцами брата Констанций II, нуждаясь в помощнике, вызвал из ссылки старшего из пощаженных им двою- родных братьев - Галла и назначил его наместником восточных про- винций, даровав ему титул цезаря. Однако поведение Галла вызвало недовольство императора. Вскоре он был смещен и казнен. К середине IV в. из всего многочисленного рода Констанция Хло- ра, кроме императора, уцелел лишь Юлиан. Первоначально он жил в ссылке в Каппадокии под наблюдением местного христианского епи- скопа, позднее ему позволили переселиться в Никомедию, где он стал изучать творения Платона и речи современного ему языческого ритора антиохийца Либания. Приближенные советывали Констан- цию расправиться и с Юлианом. Последний, окруженный шпиона- ми, вел себя крайне осторожно. Император позволил Юлиану отпра- виться в Афины для занятий в Академии. Однако через два года, когда на Рейнской границе создалось опасное положение, Констанций отправил Юлиана в качестве це- заря Запада в Галлию, рассчитывая на его гибель в войне с варва- рами. Пока сам Констанций вел войны на дунайской границе, а по- том в Месопотамии, отражая натиск персов, Юлиан одержал ряд блестящих побед над германскими племенами, вторгшимися в Во- сточную Галлию. Он вскоре завоевал авторитет в своих войсках и у галльского населения. Ведя простой образ жизни, Юлиан разделял с воинами труды, лишения и опасности. Он снизил налоги, соби- равшиеся с населения Галлии, строго наказывал за злоупотребления сборщиков податей и местных правителей. Слухи о популярности Юлиана встревожили Констанция; не решаясь сразу отозвать Юли- ана, император, под предлогом войны с персами, потребовал отправ- ки большей части войск из Галлии на Восток. Приказ императора вызвал восстание войск. Воины провозгласили Юлиана августом. Юлиан обратился к Констанцию с просьбой о признании его сопра- вителем, но узнал, что император собирает против него армию. Не дожидаясь нападения Констанция, Юлиан во главе своих войск дви- нулся на восток. Но столкновения братьев-соперников не произошло. Констанций II неожиданно умер, и Юлиан оказался единоличным повелителем Римской империи (ноябрь 361 г.). Став императором, Юлиан решительно изменил религиозную по- литику, проводившуюся его предшественниками: он порвал с хри- стианством и восстановил язычество в качестве государственной ре- лигии Римской империи. Первоначально Юлиан объявил о полной свободе и равенстве всех религиозных вероисповеданий. Он прекратил преследование иудаизма и разрешил иудейскому жречеству восстановить храм бога Яхве в Иерусалиме. Он возвратил из ссылки всех епископов, в том числе и Афанасия Александрийского, сосланного Констанцием. В то же время Юлиан приказал возвратить языческому жречеству все захва- ченные христианами храмы олимпийских богов и возобновить в них религиозные церемонии и жертвоприношения. Приняв пост верхов- ного жреца, Юлиан лично совершал жертвоприношения и гадания по внутренностям убитых животных. Одновременно он стремился облагородить языческий культ и мораль, упорядочить организацион- ную систему жреческих корпораций; он учредил при храмах дома призрения. Деятельность Юлиана вызвала недовольство не только среди хри- стианского клира, но и среди широких слоев населения, особенно в восточной части Империи. В Антиохии толпа фанатиков-христиан сожгла один из языческих храмов. После этого инцидента Юлиан стал действовать более строго. Он сурово наказал виновников разг- рома храма. Вслед за этим был опубликован императорский эдикт, которым христианам запрещалось занимать командные посты в ар- мии и администрации Империи, но что еще более важно, - они не пмели права преподавания в каких-либо школах. Стремясь заручиться поддержкой масс населения, Юлиан облег- чая положение городских куриалов, пытался путем раздачи конфи- скованных у христианских общин земельных владений воссоздать мелкое землевладение, в котором он видел средство для восстанов- ления могущества Империи. Одновременно он попытался сплотить вокруг себя лучших пред- ставителей языческой интеллигенции. Он был дружен с антиохий- ским ритором Либанием, его приближенным был историк Аммиан Марцеллин. Он сам писал речи, письма и антихристианские пам- флеты. Однако эта энергичная деятельность по восстановлению древ- ней религии и культурных традиций была прервана войной с пер- сами. Весной 363 г. Юлиан лично возглавил римские войска на пер- сидском театре военных действий. Перейдя р. Евфрат, римская ар- мия двинулась в глубину персидских владений и достигла столицы царства Сасанидов Ктезифона, но взять этот большой город штур- мом римлянам не удалось. Пришлось снять осаду и начать отход на север. Персы преследовали отступавшую римскую армию. В жаркий летний день (26 июня 363 г.) Юлиан выехал без панциря на пере- довую линию и был смертельно ранен дротиком. Через несколько часов он умер, беседуя с окружающими на философские темы. Хри- стианское духовенство сочинило легенду, что перед смертью он будто бы воскликнул - <Ты победил, галилеянин!>. Являясь поклонником древнегреческой культуры, Юлиан идеали- зировал прошлое, казавшееся ему <золотым веком>. Он мечтал вос- становить древнюю чистоту нравов и гражданский патриотизм. Спра- ведливо критикуя аморальное поведение христианского клира, метко подмечая слабые стороны христианского учения, он наивно предпо- лагал возможность создания какого-то совершенного языческого культа, который должен был стать орудием морального обновления общества. Юлиан не понимал, что общественные отношения Римской империи IV в.н. э. явились плодом длительной эволюции и повер- нуть развитие вспять было невозможно. Не понимал он и того, что появление и распространение христианской религии было закономер- ным результатом религиозного развития ряда средиземноморских на- родов. Его сторонники идеализировали Юлиана, а христианские цер- ковники дали ненавистному им императору прозвище Апостата (От- ступника) . Войска выбрали преемником Юлиану военачальника Новиана. Последний заключил мир с персами, уступив им часть римских вла- дений в Месопотамии. Иовиан отменил все постановления своего предшественника по вопросам религии. Христианство сделалось го- сударственной религией. Однако вскоре Иовиан умер. На этот раз войска провозгласили императором уроженца Паннонии грубого, но опытного и храброго военачальника - Валентиниана. Понимая всю сложность управления огромной державой, Валентиниан назначил соправителем своего брата Валента (364 г.),
|