В борьбе за власть соперничавшие августы должны были опреде- лить свое отношение и к языческой и христианской религиям. Не- удача гонений на христиан с каждым годом становилась все оче- видней. Но, с другой стороны, нардду с христианами было много язычников, стойких приверженцев старины. Галерий, в прошлом ини- циатор гонений, сделавшись старшим августом, столкнулся со слож- ной ситуацией в Италии, что заставило его, по-видимому, изменить свое отношение к христианству. Его политический соперник, Мак- сенций, проявил себя ревнителем римской старины. Другой август Максимин Дайя, который подчеркивал свое отрицательное отноше- ние к христианам, тоже обострил отношения с Галерием. Тогда, сов- местно со своими союзниками - августами Лицинием и Константи- ном, Галерий издал в 311 г. эдикт о прекращении гонений на хри- стиан. Через- несколько дней Галерий умер от болезни. Его преем- ником и старшим августом сделался Лициний. Политику по отношению к христианам, провозглашенную нака- нуне смерти Галерием, стали проводить в жизнь Лициний и Кон- стантин. К этому побуждали их неотложные обстоятельства, по- скольку соперники - Максенций и Максимин Дайя объединились как защитники староримской традиции. Активные военные действия против Максенция начал Константин, направив в Италию в 312 г. свою галльскую армию. Максенций был разбит около Вероны и отступил к Риму. Константин его преследовал и одержал решитель- ную победу в битве неподалеку от Рима на местности у Красных Скал. Под власть Константина перешли Италия и обширные владения Максенция в Африке и Испании. Так как победоносная армия Кон- стантина уступала по численности потерпевшей поражение армии Максенция, то впоследствии в христианской среде возникла легенда, по которой Константин, унаследовавший еще от своего отца Кон- станция Хлора политику веротерпимости и покровительства хри- стианам, заменил на военных знаменах традиционного орла крестом и начальной буквой имени Христа. Согласно легенде, это воодуше- вило воинов-христиан, которые и победили превосходившую по чис- ленности армию Максенция. Легенда отразила определенную тенден- цию политики Константина, сделавшего дальнейшие выводы из не- удачи, постигшей гонения на христиан. Прохристианская тенденция временно усилилась и в политике Лициния, отразившего весной 313 г. нападение августа Максимина Дайи, союзника погибшего Максенция. Вторгшийся в Европу из Ма- лой Азии Максимин был разбит Лицинием в битве между Гераклеей и Адрианополем. Вся восточная половина Империи стала переходить под власть Лициния. Летом 313 г. два августа-победителя встрети- лись в Медиолане. Для укрепления союза Константин выдал замуж за Лициния свою сестру Констанцию. Еще будучи в Риме после по- беды над Максенцием, Константин освободил христианских еписко- пов, священников и диаконов от податей и повинностей. Затем в Медиолане Лициний и Константин в 313 г. издали указ, известный в истории под названием <Миланского, или Медиоланского, эдикта>, в котором христианство признавалось равноправным со всеми дру- гими религиями. Все конфискованное церковное имущество должно было по эдикту быть возвращено или компенсировано. Лициний в Никомедии в том же 313 г. повторил указ, издан- ный в Медиолане, распространив его на всю восточную половину Империи, которая после смерти Максимина перешла под его власть. В годы гонения христианская церковь показала свою силу и ав- торитет. Кроме того, высшее христианское духовенство неоднократно давало понять правительству, что церковь не выступает против Рим- ской империи, а, наоборот, - готова поддерживать ее. Провозгласив веротерпимость и постепенно переходя к прямой поддержке христи- анской церкви, Константин и Лициний учитывали неуклонное рас- пространение христианства, оценили четкость и работоспособность церковной администрации. В противоположность Диоклетиану, усмотревшему в христианской церкви врага римской государствен- ности, Константин и Лициний стремились использовать церковную организацию в качестве дополнительной опоры власти каждого из них. Оба августа, оставаясь язычниками, добавили к сонму почитае- мых ими богов еще одного христианского бога. В этой мере не быдо ничего нового, так как на территории Римской империи издавна со- существовали разные религии и римские императоры тоже издавна, . на всякий случай, оказывали, если это казалось необходимым, вни- мание любому из известных им богов. Суеверные люди своего вре- мени, Константин и Лициний, приняли решение не ссориться с ока- завшимся столь стойким христианским богом, а попробовать зару- читься его поддержкой. Особенно нетрудно это было для Констан- тина, еще с детства привыкшего к лойяльному отношению к христи- анству при дворе его отца Констанция Хлора. В 313 г. власть над всей Империей оказалась в руках двух авгу- стов, согласившихся не вмешиваться во внутренние дела друг дру- га, - Лициния на востоке и Константина на западе. В том же 313 г. умер в Салонах престарелый Диоклетиан. Он был свидетелем формального крушения задуманной им системы те- трархии и упадка староримской идеологии, приверженцем которой оставался до конца своих дней. Но если организационные и идеоло- гические основы Империи, над созданием которых так много потру- дился Диоклетиан, формально изменились, то суть его преобразова- ний в измененных формах и на иной религиозно-идеологической основе не только продолжала жить, но и развивалась дальше, укреп- ляя рабовладельческую Империю. После смерти Диоклетиана Лициний истребил всех возможных претендентов на императорскую власть из числа родственников Дио- клетиана и Галерия, но уже в 314 г. подвергся нападению со сто- роны своего соправителя Константина. В результате военных дейст- вий Лициний был вынужден уступить Константину Балканский полу- остров, за исключением Фракии, после чего между двумя августами был заключен мир. Константин стал вести себя как старший август. Это таило в себе опасность нового столкновения. Пока же оба авгу- ста довольно согласованно вели успешные пограничные войны с го- тами и другими союзами племен. Поводом к новой, на этот раз последней, войне между Констан- тином и Лицинием послужило несогласованное с последним выступ- ление войск Константина в 323 г. во Фракию для изгнания вторг- шихся в нее готов. Когда готы были оттеснены за пределы Империи, Лициний попытался вытеснить из принадлежавшей ему Фракии вой- ска Константина. Поскольку Константин все в большей степени при- влекал к своему двору, в армию и администрацию христиан, то Ли- циний в своей части Империи организовал С мнение на христиан, без- успешно пытаясь противопоставить силе христианского бога, благо- волившего Константину, силу старых римских и эллинистических богов. Такое решение вполне соответствовало уровню и характеру идеологического развития эпохи. Но силы Константина превосходили силы Лициния. В 324 г. под Адрианополем была разбита сухопутная армия Лициния, а в Геллеспонте разгромлен его военно-морской флот. Вскоре Лициний попал в плен к Константину и был убит. Константин стал единым правителем всей Империи.
|