Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
27.05.2019, 00:13
Главная Греция Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [182]
400-1500 годы
Символы России [102]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [68]
Борьба генерала Корнилова [42]
Ютландский бой [87]
“Златой” век Екатерины II [52]
Последний император [59]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [33]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [81]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [131]
Тайная история Украины [55]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [63]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [30]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [587]

Популярное
Г.-л. Раевский ген. от инф. Дохтуров
Спарта при Агисе III и Клеомене III
Ханаан и его соседи
Селевкиды уходят
Знаменитые скульпторы
«Война — отец всего»
Велисарий отозван

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


ГРЕЦИЯ, Греческая Республика, независимое государство в юго-восточной Европе, занимающее юг Балканского полуострова. Греции принадлежат также многочисленные острова в Ионическом и Эгейском морях, в том числе Крит.
Материковая часть Греции с трех сторон омывается морями, береговая линия сильно изрезана и имеет длину 4100 км (с учетом островов — ок. 15 000 км). Площадь Греции 132 тыс. кв. км, в том числе островов — 25 тыс. кв. км. На севере страна граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, на востоке — с Турцией. Южные берега омываются Средиземным морем, западные — Ионическим и восточные — Эгейским.
Крито-микенская культура. Территория материковой Греции и острова были обитаемы задолго до 4000 лет до н.э., здесь обнаружены стоянки и орудия, относящиеся к среднему и верхнему палеолиту. К началу II тысячелетия до н.э. культура эгейского региона достигла высокого уровня развития, особо выделялся тесно связанный с египтянами и народами Малой Азии очаг минойской цивилизации на острове Крит. Примерно в 19 в. до н.э. в центральную Грецию и на Пелопоннес началось вторжение индоевропейских племен с севера. Пришельцы — ахейцы, эолийцы, ионийцы и, наконец, ок. 1100 до н.э. дорийцы — говорили на разных диалектах греческого языка. В 16 в. до н.э. в Греции расцвела ахейская цивилизация, обычно именуемая микенской; первоначально она пребывала под властью минойского Крита или во всяком случае испытывала значительное влияние с его стороны. В ходе широкомасштабных раскопок Микен, Тиринфа и Пилоса в Греции, Трои в Малой Азии, Кносса и других мест на Крите были обнаружены ювелирные изделия, оружие, керамика, глиняные таблички с иероглифами и линейным письмом. Ранние иероглифы и догреческое линейное письмо А все еще не дешифрованы. Найденные в Микенах, Пилосе и Кноссе таблички с линейным письмом Б были прочитаны только в 1952, язык, на котором они написаны, оказался архаической формой греческого языка. Вероятно, к этому времени контроль над Эгейским морем перешел от Крита к материковой Греции, и в самом Кноссе утвердились ахейцы.
Период ахейского господства носит также название героического или гомеровского, и имена многих правителей этого периода, например Агамемнона в Микенах и Нестора в Пилосе, продолжали жить в преданиях и песнях. История Троянской войны, которая лежит в основе двух великих эпических произведений Гомера — Илиады и Одиссеи, несомненно, отражает события одной из многочисленных кампаний, предпринятых ахейцами и другими греческими племенами в ходе завоевания побережья Эгейского моря в начале 12 в. до н.э. Вторгшиеся затем в Грецию дорийцы сокрушили ахейскую цивилизацию и обосновались на Пелопоннесе. Ионийцы и эолийцы мигрировали на острова Эгейского моря и на побережье Малой Азии. Дорийцы завладели участками побережья Малой Азии — к югу от ионийских и эолийских поселений, а также островами Крит, Кос и Родос. К 1000 до н.э. весь регион Эгейского моря был занят различными грекоязычными племенами.
Становление античных государств. Последующий период (1000–499 до н.э.) ознаменовался образованием греческих городов-государств (полисов) и тем, что греки осознали себя как единую по происхождению культурно-языковую общность, противостоящую остальному миру. Греки, называвшие себя эллинами, считали своими предками легендарного Эллина и его сыновей Эола, Дора и Ксуфа, а также внука Иона (сына Ксуфа). Эпические произведения Гомера, возникшие примерно в середине этого периода, свидетельствуют о долгом развитии поэтического творчества и о том, что основа греческой мифологии и религии имеет гораздо более древние корни: многие мифы восходят еще к крито-микенской цивилизации.
Сколько можно судить, вначале ранними греческими городами-государствами правили цари. С ростом и укреплением землевладельческой знати на смену монархиям пришли аристократии. Аристократы стремились удержать власть в своих руках и не спешили предоставлять политическое права другим классам, в частности буржуазии, богатство которой стало быстро возрастать с началом чеканки греками собственной монеты (ок. 640–620 до н.э.). Приблизительно тогда же социальная и политическая напряженность привела к свержению во многих городах-государствах аристократии и к приходу к власти тиранов. Исключением явился дорийский город-государство Спарта, оставшийся под управлением аристократии. Многие тираны проявили себя как мудрые и способные правители: они поощряли литературу и искусство, украшали города общественными зданиями и способствовали развитию торговли и ремесел. Термин «тиран» часто указывал лишь на то, что данный правитель овладел властью незаконно, однако некоторые из этих лиц оказались тиранами в современном смысле слова. К 500 до н.э. в большинстве греческих городов-государств власть тиранов была упразднена, во многих из них утвердилась демократия, осуществлявшаяся в форме высшего суверенитета народного собрания всех свободных и полноправных граждан.
Период с 750 до 500 до н.э. явился великой эпохой образования колоний. Основание колонии, т.е. поселения выходцев из того или иного греческого города, происходило по разным, порой достаточно сложным причинам: перенаселенность, стремление торговать с чужими землями, неудовлетворенность политической ситуацией на родине, страсть к приключениям. Самой первой колонией в Италии был город Кумы, основанный выходцами из городов Халкида, Эретрия и Кима на Эвбее. Халкидяне активно участвовали в основании таких греческих городов на Сицилии, как Наксос (самый древний), Занкла (впоследствии переименован в Мессану) и Леонтины. Дорийский город-государство Коринф основал на Сицилии Сиракузы, спартанцы — Тарент в южной Италии, а жители Мегар — одноименный город на Сицилии. Новые города, в свою очередь, также выводили колонии, например сицилийские Мегары — Селинунт в западной Сицилии, а Занкла — Гимеру на северном побережье острова.
Хотя основной областью греческой колонизации были Сицилия и южная Италия (которую называли даже Великой Грецией), греческие города возникали на Средиземном и Черном морях повсеместно, от Испании до Колхиды (совр. Грузии), а Массилия (совр. Марсель) стала центром распространения греческой культуры в южной Франции и сама основала много колоний на побережье. Греческой экспансии в Африке противодействовали Египет и Карфаген, но после установления торговых отношений между греками и Египтом в 7 в. до н.э. выходцы из Милета, Самоса и Эгины возвели на западном рукаве дельты Нила греческий город Навкратис. Вскоре после этого переселенцы с острова Фера основали на африканском побережье к западу от Египта Кирену. Возникли также колонии во Фракии, по берегам Пропонтиды (совр. Мраморное море) и Черного моря; их основывали в первую очередь выходцы с островов Эгейского моря. Колония Византий (на месте современного Стамбула) была основана выходцами из Мегар.
При том что каждый новый город сохранял со своей метрополией, т.е. «материнским городом», духовные, а чаще всего и деловые связи, он, как правило, становился совершенно независимым. Вероятно, редким исключением являлись колонии, основанные Коринфом в северо-западной Греции (Эпидамн, Аполлония, Амбракия и др.), которые оставались политически зависимыми от метрополии. Многие колонии (яркий пример — Сиракузы) намного превзошли метрополии по богатству и влиянию.
Вереница колоний, тянувшаяся от западного Средиземноморья до восточных берегов Черного моря, внушала грекам, несмотря на различие в диалектах и нравах, ощущение общности. Греческая религия также была мощным объединяющим фактором для греческих городов-государств. Важными религиозными центрами являлись храм Зевса в Додоне и храм Аполлона на Делосе, но величайшей религиозной святыней был храм Аполлона в Дельфах. Некоторые религиозные праздники стали общеэллинскими, главными среди них были посвящены Зевсу в Олимпии и Немее, Посейдону на Коринфском перешейке и Аполлону в Дельфах. Они именовались Олимпийскими, Немейскими, Коринфскими и Пифийскими играми. Какие бы военные конфликты ни имели место между греческими городами, на время игр провозглашался священный мир. Игры не только способствовали единению греков, но и стимулировали развитие искусства и литературы: поэты сочиняли в честь победителей оды, а скульпторы ваяли из мрамора фигуры атлетов. Летоисчисление греки вели по Олимпиадам (которые устраивались раз в 4 года), отсчитывая время от первых игр (традиционная дата — 776 до н.э.).
7 и 6 вв. до н.э. были периодом развития культуры и пробуждения мысли. В материковой Греции и греческих городах Малой Азии расцвела поэзия. Всеобщее восхищение поэмами Гомера вдохновило других певцов на сочинение гекзаметром эпических произведений. В то же время широко распространилась лирическая поэзия, для которой были разработаны многочисленные стихотворные метры. Из поэтов наибольшую известность приобрели творивший в жанре элегии Тиртей, прославившийся язвительными ямбическими стихами (но писавший также и элегическим размером) Архилох и жившие на острове Лесбос лирики Алкей и Сафо. Первым крупным афинским поэтом был государственный деятель Солон, который высказывал в стихах свои взгляды по вопросам политики и нравственности. Греки — первый европейский народ, обратившийся к науке и философии. Серьезные греческие мыслители, не удовлетворенные традиционной религиозной трактовкой природных явлений, пытались выявить законы природы. Первыми философами были Фалес из Милета, Анаксимандр, Пифагор и Ксенофан. Два последних покинули родину, уехали в южную Италию и основали там свои школы.
В 6 в. до н.э. важнейшими городами-государствами Греции были эолийский город Фивы, дорийские города Спарта, Аргос и процветающий торговый и ремесленный центр Коринф, ионийский город Афины. Соперничество между соседними городами-государствами и их зависть друг к другу часто вели к вооруженным столкновениям.
Спарта. В 7 в. до н.э. Спарта достигла значительного уровня развития культуры. Самыми известными из спартанских поэтов были Тиртей и Алкман. Но после нескольких восстаний илотов (т.н. Мессенские войны) спартанцы превратили свое государство в замкнутую авторитарную систему. Немногочисленные властители-дорийцы считали, что смогут удержать власть над многочисленными илотами, если превратят свое общество в военный лагерь. Мужчины призывного возраста находились на казарменном положении, совместно питались и культивировали в себе воинственный дух; военное обучение юношей начиналось в возрасте семи лет. Суровый и аскетичный быт должен был закалить будущих воинов. В 20 лет спартанец становился воином. Государственная система Спарты, по преданию, была творением Ликурга, легендарного спартанского законодателя 9–8 вв. до н.э. Народное собрание (апелла) было лишено реальной власти, так как не располагало законодательной инициативой. В апеллу входили все полноправные граждане в возрасте от 30 лет. Из знати избиралась герусия, которая состояла из 28 старейшин возрастом более 60 лет и двух царей. Народное собрание избирало пятерых эфоров; они были наделены исполнительными, правовыми и контролирующими функциями. В частности, эфоры надзирали за образом жизни и поведением обоих царей, которых они могли смещать. Нарастив военную мощь, Спарта стала господствовать на Пелопоннесе, одни города она захватила, а другим навязала свой союз. Почти все города вошли в Пелопоннесский союз (возник ок. 550 до н.э., оформился ок. 510–500 до н.э.), во главе которого стояла Спарта, и переняли у нее олигархическую форму правления.
Афины. Другой великий древнегреческий город — Афины прошел долгий путь развития: от монархии, которая была ликвидирована в 683 до н.э., через более демократическое государство при законодателе Солоне и просвещенную тиранию при Писистрате и его сыновьях — к демократии. Борьба между аристократами, поддержанными Спартой, и демократами во главе с Клисфеном закончилась победой последнего в 506 до н.э. Были проведены социальные и политические реформы, значительно превосходившие конституционные реформы Солона 594 до н.э. Распределив всех граждан по десяти филам, Клисфен учредил Совет пятисот (или буле), в котором присутствовало по 50 человек от каждой филы. Совет рассматривал дела, а затем выносил их на утверждение общенародным собранием (экклесией). Суд был также открыт для всех граждан.
Пик греческого могущества. Период с 499 по 338 до н.э. ознаменовался Греко-персидскими войнами, расцветом Афинской державы, Пелопоннесской войной и затем борьбой между отдельными греческими городами.
Греко-персидские войны. В 6 в. до н.э. греческие города Малой Азии и близлежащие острова были захвачены царем Лидии Крезом. Он был снисходительным правителем и проявлял интерес к греческой культуре. Экономика и духовная жизнь городов процветали. После захвата Лидии персидским царем Киром в 546 до н.э. греческие города были присоединены к Персии как Ионийская сатрапия. Подобно Крезу, персы в целом с уважением относились к грекам. Однако мощная бюрократия персидского государства и военные походы требовали больших расходов, что вызвало повышение налогов. В 513 до н.э. персидский царь Дарий вторгся в Европу и захватил часть побережья Фракии с двумя афинскими колониями. В 499 до н.э. ионийские города во главе с Милетом подняли восстание, при поддержке Эретрии и Афин совершили нападение на резиденцию сатрапа Малой Азии город Сарды и сожгли его. В 494 до н.э. Дарий подавил мятеж и поклялся отомстить городам, бросившим ему вызов.
Первый флот Дария потерпел крушение у мыса Афон (совр. Айон-Орос) в 492 до н.э., но в 490 до н.э. вторая экспедиция переправилась через Эгейское море и высадилась близ Эретрии. Город был разграблен, а его жители обращены в рабство. Когда персидское войско вторглось в Аттику, путь им преградили афиняне, которыми руководил талантливый полководец Мильтиад. В сражении при Марафоне персы потерпели сокрушительное поражение и были вынуждены вернуться в Азию.
В преддверии новых персидских нападений по инициативе Афин 31 греческий город во главе со Спартой заключил в 481 до н.э. договор о союзе и перемирии. В 480 персидский царь Ксеркс вновь обрушился на Грецию — на этот раз и с моря, и с суши. Через пролив Геллеспонт (совр. Дарданеллы) персы навели плавучий мост из кораблей, во избежание катастрофы, происшедшей в 492 до н.э., через полуостров Афон был прорыт канал. Афины и Спарта решили оказать сопротивление. Уничтожив у входа в узкий проход Фермопилы небольшой отряд спартанцев и феспийцев во главе со спартанским царем Леонидом, персидское войско двинулось на Аттику. Афиняне, которыми руководил Фемистокл, успели эвакуироваться, но сам город был захвачен персами и предан огню. Однако греческий флот, тон в котором задавали афинские корабли, одержал победу в сражении около острова Саламин, где был уничтожен почти весь огромный флот Ксеркса. Царь отступил в Азию, но оставил в Греции большую армию.
Год спустя (479 до н.э.) греческие войска под руководством спартанского военачальника Павсания у Платей в Беотии наголову разбили персидский корпус во главе с опытным военачальником Мардонием. Уцелевшие персы бежали из Греции. Примерно тогда же греческий флот атаковал персов близ мыса Микале в Малой Азии и вновь одержал победу. Эта первая наступательная операция греков ознаменовала поворот в отношениях с Персидской империей, которая стала сдавать позиции и в 4 в. до н.э. была завоевана Александром Македонским. В 478 до н.э. объединенный флот Афин, Спарты и греческих городов Малой Азии освободил Византий, где стоял персидский гарнизон.
Когда в 480 до н.э. Ксеркс напал на Грецию с востока, в другой части Средиземного моря Карфаген, возможно действуя в сговоре с персидским царем, вторгся на греческую часть Сицилии. Объединенные силы Сиракуз и Акраганта встретили карфагенское войско при Гимере, разгромили его и принудили заключить мир.
Афинский союз. Пользуясь своим превосходством на море, Афины начали наращивать свою политическую и экономическую мощь. В 478–477 до н.э. ионийские греки, восставшие против диктата Спарты, договорились с Афинами об изгнании персов с греческих территорий. Это положило начало созданию Делосской симмахии, или Афинского морского союза (названного по священному острову Делос в Эгейском море, где устраивались собрания участников союза и хранилась общая казна). Мелкие участники предпочитали вместо поставки судов и воинов вносить деньги. Постепенно союз подпадал под влияние Афин, которые использовали собранные средства на дальнейшее укрепление своего флота, а в дальнейшем — на строительство общественных зданий.
Между тем в самих Афинах развернулась борьба за власть между Фемистоклом и Кимоном. В 471 до н.э. Фемистокл был обвинен в злоупотреблениях и подвергся остракизму. Кимон, командовавший флотом Делосского союза, одержал победу над персами в битве в устье реки Эвримедонт в Памфилии ок. 468 до н.э. и овладел частью побережья Фракии. Теперь Афины стали безраздельно властвовать в Эгейском море. В самом городе продолжали враждовать две политические группировки — аристократическая во главе с Кимоном и демократическая во главе со способными молодыми государственными деятелями Эфиальтом и Периклом. В 461 до н.э. демократы одержали верх, Кимон был осужден за проспартанские взгляды и изгнан из Афин. Вскоре после этого был убит Эфиальт. На протяжении последующих 30 лет афинскую демократию возглавлял Перикл, и весь этот период известен как «эпоха Перикла». В это время Афины достигли наибольшего политического и экономического могущества и превратились в центр искусства и культуры греческого мира.
В 454 до н.э. казна Делосской симмахии была перенесена с Делоса в Афины. Сам морской союз, по сути, превратился в Афинскую державу (архэ). Денежные взносы союзников приобрели характер дани, получаемой Афинами с подвластных городов. В 457 до н.э. спартанцы и беотийцы начали войну с Афинами, но в 451 до н.э. со Спартой было заключено перемирие на 5 лет, что позволило провести совместный морской поход против персов. Мир с Персией (т.н. Каллиев мир) был заключен в 449–448 до н.э. Затем афиняне пытались помочь силам, выступившим против аристократии в городах Беотии, но потерпели поражение в сражении при Коронее в 447 до н.э. В 445 до н.э. между Спартой и Афинами был заключен мирный договор на 30 лет, в соответствии с которым Афинский и Пелопоннесский союзы обязывались не вмешиваться в дела городов другого союза, но в то же время признавали право нейтральных государств присоединяться к любому из них.
Пелопоннесская война. Растущая неприязнь двух союзов и страх, который испытывала Спарта перед Афинами, привели к новому военному конфликту в 431 до н.э. Непосредственными причинами войны явилось то, что процветание Афин мешало развитию торговли и ремесел в городах-союзниках Спарты, особенно в Мегарах и Коринфе. Кроме того, афиняне вмешались в войну между Коринфом и его колонией Керкирой, заключив с последней союз.
В первые десять лет Пелопоннесской войны ни одна из сторон не могла взять верх. Афинский флот доминировал на море и не раз совершал нападения на берега Пелопоннеса, а спартанцы с союзниками каждый год проникали в Аттику по суше, разоряли поселения и уничтожали посевы. В поисках защиты в Афины стекались толпы людей из сельской местности, и в 430 до н.э. в перенаселенном городе разразился мор, уничтоживший треть его жителей. Сам Перикл стал жертвой болезни в 429 до н.э. В 422 до н.э. спартанские войска вторглись во Фракию и овладели афинскими владениями, в том числе важным центром Амфиполем. Война истощила ресурсы той и другой стороны, и в 421 до н.э. они заключили Никиев мир. Каждая сторона обязалась освободить все занятые территории и выдать пленных. Ни Спарта, ни Афины не выполняли условий договора, продолжая активные враждебные действия в отношении союзников противника, и в 413 до н.э. война возобновилась.
Завершившийся катастрофой поход против Сиракуз (415–413 до н.э.) ослабил Афины, и еще больше греческих городов присоединились к Спарте. В 405 до н.э. при Эгоспотамах Афины лишились своего флота, вследствие чего спартанцам удалось блокировать Пирей и принудить Афины сдаться в 404 до н.э. По условиям капитуляции Афины лишились флота и городских укреплений и признали верховенство Спарты на суше и на море. Афинская архэ перестала существовать. Спартанцам удалось насадить у побежденного противника олигархический режим Тридцати тиранов (впрочем, он просуществовал недолго).
Греческая культура в 5 в. до н.э. Несмотря на бесчисленные войны, литература и искусство в период верховенства Афин достигли высочайшего уровня. В Афинах были построены такие замечательные памятники архитектуры, как Парфенон, Пропилеи и храм Гефеста (т.н. Тесейон). Фидий изваял для Парфенона колоссальную статую Афины. Скульпторы Мирон и Поликлет прославились статуями атлетов. Значительные успехи были достигнуты в медицине, и Гиппократ, самый прославленный врач античного мира, высоко поднял авторитет своей профессии. В Афинах творили философы Гераклит и Эмпедокл, а Демокрит развил атомистическую теорию. Выдающимся философом второй половины 5 в. до н.э. был Сократ, которого афиняне за свободомыслие отдали под суд и в 399 до н.э. приговорили к смерти. Из историков до нас дошли сочинения Геродота, в сочинении которого, посвященном Греко-персидским войнам, описывались также жизнь и обычаи персов, египтян и многих других народов. В труде Фукидида прослежена история Пелопоннесской войны до 411 до н.э. В этот же период были созданы выдающиеся пьесы — трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида и комедии Аристофана. Лирические поэты Пиндар и Вакхилид сочиняли многочисленные оды в честь победителей Олимпийских и других игр. Лидерство Афин в области литературы и искусства в греческом мире стало бесспорным. В западном Средиземноморье подобную репутацию приобрели Сиракузы при тиране Гиероне I (478–467 до н.э.), который приглашал ко двору прославленных поэтов — Эсхила, Пиндара, Вакхилида и Симонида.
Верховенство Спарты. Поход персидского царевича Кира Младшего против его брата Артаксеркса, правившего Персией, не удался, Кир был убит в сражении при Кунаксе (около Вавилона) в 401 до н.э. Поскольку в походе Кира участвовали несколько тысяч греческих наемников, среди которых было немало спартанцев, между Спартой и Персией вновь вспыхнула война. Тем временем в рядах союзников Спарты ширилось недовольство ее деспотическим правлением. Особенно обиженными чувствовали себя Коринф и Фивы, которые извлекли из поражения Афин куда меньше Спарты. Был создан новый Коринфский союз, в котором Афины, Аргос, Коринф, Фивы и ряд более мелких городов-государств при поддержке персов выступили против Спарты. Война, известная под названием Коринфской, продолжалась с 395 по 387 до н.э., когда Спарте удалось договориться с Персией и при ее посредничестве навязать греческим городам т.н. Анталкидов мир. Антиспартанский союз был распущен, а все греческие города Малой Азии остались под властью Персии. Новые агрессивные вылазки Спарты, особенно против Фив, привели к возобновлению военных действий. В 378 до н.э. ок. 70 городов образовали новый антиспартанский союз (т.н. 2-й Афинский морской союз). Фиванцы, которыми предводительствовал выдающийся полководец Эпаминонд, нанесли спартанцам сокрушительное поражение в битве при Левктрах в 371 до н.э. Спартанцы были вынуждены уйти из Беотии. В 369 до н.э. Спарте пришлось смириться даже с отпадением от нее Мессении на Пелопоннесе.
Верховенство Фив. Фивы, ставшие теперь ведущей силой в Греции, вызвали резкое неприятие со стороны других государств. Против Фив был организован новый союз, куда вошли Афины со Спартой, а также Сиракузы. После гибели Эпаминонда в битве при Мантинее в 362 до н.э. господству Фив пришел конец. На короткое время Афины снова стали ведущим городом в Греции. Но в 355 до н.э. как 2-й Афинский союз, так и Беотийский союз во главе с Фивами распались.
Возвышение Македонии. Тем временем на политическом горизонте появилась новая сила — Македонское царство к северу от Греции. При Филиппе II, ставшем здесь царем в 359 до н.э., македоняне, которых сами греки считали варварами, начали осуществлять экспансию. В юности Филипп находился в качестве заложника в Фивах, где ему было дано традиционное греческое воспитание. Филипп организовал македонскую армию, взяв за образец войско Эпаминонда. Вначале он занял Фессалию и бльшую часть Фракии; затем, вмешавшись в 3-ю Священную войну (356–346 до н.э.), разгромил фокейцев и разрушил их столицу. Филипп сделался посредником во взаимоотношениях греческих городов и был официально провозглашен эллином.
Антимакедонскую партию в Афинах возглавил оратор Демосфен, которому удалось объединить вокруг Афин ряд непокорных греческих государств. Столкновение между ними и Македонией стало неизбежным. В битве при Херонее (338 до н.э.) Филипп разгромил войска союзников и разместил македонские гарнизоны в Фивах, Коринфе и других городах, но пощадил Афины. В следующем году в Коринфе он созвал общегреческий съезд и учредил т.н. Коринфский конгресс — союз греческих государств, вступить в который отказалась лишь Спарта. Члены конгресса формально сохраняли независимость и самоуправление, но Филипп был выбран «гегемоном» — главой объединенных вооруженных сил Греции и Македонии, которые должны были выступить против Персии. В 336 до н.э. Филипп был убит собственным придворным. На престол взошел его сын Александр.
Эллинистический период. Гегемония в Греции перешла к Александру, которому удалось привести мятежные греческие группировки к повиновению. Александр штурмом и разрушил Фивы, обратив их жителей в рабство, дав прочим греческим государствам ясно понять, что Македония остается их повелителем. Он возглавил объединенное греко-македонское войско и реализовал планы своего отца, начав поход в Персию. В 334 до н.э. с войском в 35 тыс. человек (из них 7700 греков) он переправился через Геллеспонт и в сражении на реке Граник опрокинул передовую персидскую армию. Затем Александр приступил к освобождению греческих городов Малой Азии, хотя многие здешние греки отнюдь не симпатизировали ему, а отдавали предпочтение персам. В 333 до н.э. Александр сошелся с войском царя Дария близ Исса в Киликии и одержал блестящую победу. Сам Дарий спасся бегством, однако его семья попала в плен. На следующий год Александр овладел побережьем Сирии и Финикии, для чего ему пришлось вести длительную осаду и штурмовать Тир и Газу, поскольку он не хотел оставлять за спиной ни одного порта, куда мог бы заходить враждебный персидский флот. Затем он вторгся в Египет, сдавшийся ему без сопротивления. Здесь Александр основал Александрию, которой было суждено на протяжении веков оставаться важнейшим городом всего греческого мира. Египетское жречество приветствовало завоевателя; Александр посетил знаменитый храм бога Амона, где оракул обратился к нему как к сыну Амона (титул фараона).
Двинувшись далее на восток, через Евфрат и Тигр, Александр снова сошелся с огромной персидской армией Дария и в сражении при Гавгамелах в 331 до н.э. одержал еще одну победу. Он овладел Вавилоном, Сузами, Персеполем и Экбатаной. После гибели Дария в 330 до н.э. Александр объявил себя его преемником. Желая устранить отчуждение между Востоком и Западом, он стал одеваться в восточное платье и вести себя подобно восточным монархам. Александр поощрял браки своих воинов и туземных женщин, сам он женился на бактрийской принцессе Роксане, а впоследствии взял в жены дочь Дария Статиру. Его попытка привлечь персидских юношей на службу в македонскую армию натолкнулась на сопротивление македонян. В результате индийского похода (327–325 до н.э.) к империи Александра была присоединена обширная территория, включая Пенджаб. Александр умер в Вавилоне в 323 до н.э., не дожив до 33 лет. Главная его заслуга в глазах греков — создание гигантской империи, которая снесла все преграды на пути распространения греческой торговли и культуры. Он основал по всему Востоку более 70 городов, ставших очагами греческой культуры, и вся Азия к западу от Евфрата была эллинизирована.
После смерти Александра его империю разделили между собой его военачальники. После продолжавшихся несколько десятилетий войн окончательно определились три могущественных эллинистических царства: Македония (здесь правил Антигон Одноглазый и его преемники), Египет (здесь правила династия Птолемеев) и государство Селевкидов, охватывавшее Малую Азию и Сирию. Несколько позже видную роль в Малой Азии стал играть Пергам, где правила династия Атталидов. В самой Греции возродились два прежних союза: Этолийский (ок. 290 до н.э.) и Ахейский (280 до н.э.), которые пытались отстоять независимость городов-государств от Македонии. В конце концов в 189 до н.э. Этолийский союз покорился Риму, а Ахейский римляне разгромили и распустили в 146 до н.э.
Эллинистический период ознаменовался расцветом науки, литературы и искусства. Особенно велика роль Пергама и Александрии. Центром развития философской мысли оставались Афины, оформившиеся здесь учения стоиков и эпикурейцев приобрели многих последователей среди греков, а затем и римлян. При Птолемее II Филадельфе в Александрии была создана громадная библиотека, насчитывавшая свыше 500 тыс. свитков. В Египет стекались ученые и литераторы со всех концов греческого мира. Среди выдающихся ученых Александрии были математик Эвклид, астроном Эратосфен, точно вычисливший длину окружности Земли, и Аристарх Самосский, предположивший, что Земля вращается вокруг Солнца. Из критиков, занимавшихся разбором произведений греческих авторов прошлого, наиболее известны Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский. В поэзии возникли новые формы: эпиграмма, элегия, короткий эпос и пастораль. Выдающимися поэтами этого времени были Каллимах, создавший ряд гимнов и элегий, и Феокрит, запечатлевший в своих пасторалях жизнь пастухов Сицилии. В Афинах продолжали сочинять и ставить комедии, здесь жил самый известный автор новой комедии Менандр. Его комедии были утрачены, но находки, сделанные в Египте в конце 19 в., а также в начале 20 в., позволили почти полностью восстановить несколько пьес.
Ко 2 в. до н.э. в эллинистическом мире все громче стал заявлять о себе Рим. Еще в начале 3 в. до н.э. эпирский царь Пирр вторгся в Италию, чтобы поддержать жителей Тарента в их борьбе с римлянами, а в 215 до н.э. македонский царь Филипп V заключил соглашение с Ганнибалом, который вел с Римом 2-ю Пуническую войну. Римляне помешали Филиппу переправиться в Италию, отправив через Адриатическое море небольшой флот и заручившись поддержкой Этолийского союза и Пергама в Малой Азии, На сдерживание Филиппа были брошены римские войска. Этот конфликт, известный как 1-я Македонская война, завершился в 205 до н.э. 2-я Македонская война (200–197 до н.э.) закончилась решительным поражением Филиппа при Киноскефалах. На этот раз Рим разрешил Филиппу продолжать править Македонией, но настоял на освобождении из-под его власти всех греческих полисов. В период 192–189 до н.э. ситуация изменилась: этолийцы объявили войну Риму, а Филипп его поддержал. Продолжавшиеся конфликты в Греции и Македонии привели к 3-й (171–168 до н.э.) и 4-й (149–148 до н.э.) Македонским войнам. Рим окончательно сокрушил Македонию, и в 146 до н.э. там была создана одноименная провинция. Кроме того, после поднятого Ахейским союзом антиримского восстания римляне в 146 до н.э. разрушили Коринф и передали всю Грецию в ведение проконсула, правившего Македонией. Все союзы городов были распущены.
Римский период (после 146 до н.э.). Включив Грецию и Македонию в состав своей империи, Рим постепенно овладел значительной частью территории, завоеванной Александром на Ближнем Востоке. Пергамский царь Аттал III, который умер в 133 до н.э., завещал свое царство Риму, и вскоре эта область превратилась в римскую провинцию Азия. Династия Селевкидов пресеклась в 83 до н.э., и когда в 64–63 до н.э. римский полководец Помпей Великий превратил Сирию в римскую провинцию, границы Римской державы на востоке продвинулись до Евфрата. После поражения флота Антония и Клеопатры в битве у мыса Акций в Эпире (31 до н.э.) Египет, последнее из крупных эллинистических царств, превратился в римскую провинцию (30 до н.э.).
Входившие в состав Римской империи греческие города, прежде всего Афины, стремились сохранять славные традиции прошлого. Римские завоеватели с уважением относились к великим культурным достижениям греков и старались их поддерживать. Философские школы Афин продолжали благоденствовать, пока император Юстиниан не закрыл их в 529. Александрия оставалась центром науки и изящной словесности, во времена Римской империи отсюда вышло много видных философов-неоплатоников. Греческие философы, ученые и писатели обосновывались в Италии, а Грецию посещало все большее число римлян, чтобы ознакомиться с памятниками культуры либо завершить образование.
Во 2 в. н.э. император Адриан украсил Афины новыми памятниками и расширил город. В 330 н.э. император Константин Великий перенес свою резиденцию в Византий, переименованный по этому случаю в Константинополь, и сделал христианство официальной религией римского государства. Новая религия встретила сильное сопротивление среди части образованных кругов и во многих сельских местностях. Политеизм сохранялся в отдельных областях греческого мира вплоть до 600 н.э. Наиболее организованной силой христианство сделалось на Ближнем Востоке, а Константинополь как резиденция императора стал главным оплотом христианской церкви. Латинский язык оставался официальным языком Римской империи, но на Востоке больше пользовались греческим. В Константинопольском университете, основанном в 425, обучение шло на латинском и греческом языках. После кончины римского императора Феодосия I Великого в 395 империя разделилась на две части — Западную, которой правил его сын Гонорий, и Восточную со столицей в Константинополе, которая отошла к другому его сыну — Аркадию. После падения Западной Римской империи в 476, когда германский военачальник Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и стал правителем Италии, Восточная Римская империя продолжала существовать как греческое государство Византийская империя, пока в 1453 турки не овладели Константинополем.
Средневековая Греция. Византийская империя была одним из самых значительных государств Средневековья. На протяжении своей 1100-летней истории эта империя сохраняла культурное наследие античного мира, усваивала многие достижения Ближнего Востока и вместе с тем вносила в мировую культуру свой собственный уникальный вклад. Современная культура бльшей части Восточной Европы и России берет начало в этой грекоязычной империи с центром на Босфоре. По иронии судьбы, регион современной Греции оставался в Византии «задворками империи». Некоторое время знаменитые школы в таких городах, как Афины, еще привлекали учащихся, но постепенно средоточием духовной жизни империи стал Константинополь. Ученые и художники покидали Грецию, и многие произведения искусства были перевезены в Константинополь, чтобы украсить столицу.
В 6 в. в этническом составе населения Балканского полуострова происходили крупные перемены. Гибель значительной части населения империи вследствие эпидемий в середине 6 в. облегчила проникновение славян и аваров из-за Дуная во все уголки Балканского полуострова, кроме крупных городов. В этот период переселений, начавшийся в последние десятилетия 6 в., греки и другие балканские народы искали убежища в городах или бежали в горы и леса, так что исконно греческие районы Балкан, включая Пелопоннес (в Средние века его называли Морея), в значительной мере славянизировались.
Эллинизм и православие. Благодаря сокращению территории Византийская империя стала более однородной — греческой — по этническому составу. Греки переселялись в районы, перешедшие под власть Византии, славян насильственно выселяли с Балкан в Малую Азию, а армян — из Малой Азии на Балканы. В этих обстоятельствах возрос интерес государства к Аттике и Пелопоннесу, который оставался в значительной степени эллинским, или языческим.
В 7 в. начался процесс примирения между эллинизмом и православием (или восточным христианством), что привело к преобразованию последнего в греческое православие, отличное как от восточных церквей (например, армянской и коптской), так и от латинской, или западной, церкви Рима. Важну
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Интересное
36
Значение внезапности в воздушном бою
М и х а и л с в я т о й (1304-1319)
Успехи в кабинетной работе
а л е к с а н д р - II о с в о б о д и т е л ь
ГИБЕЛЬ ГИГАНТОВ
ВЗРЫВ НАД ТУНГУСКОЙ

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2019
Сайт управляется системой uCoz