При родовом строе государства как такового не существовало. Государственная организация отличается от родовой тремя осо- бенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кров- ному родству, а по территориальному признаку, и налогами, соби- раемыми для содержания армии, чиновников и т. д, Процесс возникновения государства в Риме определялся внут- ренним развитием римского общества, но он осложнился внешним завоеванием. В начале VI в. дон.э. этруски захватили Рим и соз- дали свой государственный аппарат, что ускорило процесс форми- рования государственного аппарата в Риме, общество которого уже было расколото на классы. Этруски основали монархическое госу- дарство во главе с царем (гех). Однако это была примитивная мо- нархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собра- нием, сначала собраниями по куриям, а затем по центуриям. Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около 510 г. до н.э.) ликвидировало монархию; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старей- шины магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма правления (V-1 вв. до н.э.). Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заклю- чало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апел- ляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находи- лась вся исполнительная власть. В Риме собирались три вида народных собраний -комиций (от лат. слова comitia-сходка); до реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н.э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового строя и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении римского го- сударства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V-IV вв. до н.э. основные вопросы в римском государстве порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и пле- беев, значение куриатных комиций сильно упало, и решающее зна- чение в государственной жизни приобрели собрания римских граж- дан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи. Центуриатные комиций собирались высшими должностными ли- цами - консулами за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Маре-бог войны). Все римские граждане выставляли 193 центу- рия, из них самые богатые-первый класс-98 центурий, т.е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос* Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т.д. Если за предло- жение голосовало больше 50% голосов центурии, голосование пре- кращалось, а предложение становилось законом. При подобном по- рядке голосования все вопросы решались 98 центуриями 1 класса, т.е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатных собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию цен- туриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до н.э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий, и следовательно, имел неодинаковое количе- ство голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное ко- личество центурий - 70, а всего в Риме стали насчитывать 373 цен- турии (5 классов по 70 == 350 +18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев). В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное го- сударственное значение собрания плебеев по территориальным ок- ругам - трибам (римская территория делилась на 35 территориаль- ных округов-триб, 4 городские и 31 сельская). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в про- тивовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление по- литического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г., решения трибутных плебейских комиций признава- лись законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного соб- рания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиций, связанные по своему происхождению со сход- ками плебейских масс, с самого начала отличались демократиче- ским характером. Все 35 триб имели независимо от состава насе- ления один голос и пользовались одинаковыми правами. Демокра- тический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торгов- цы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписы- ваться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сель- ские трибы, и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения. Несмотря на известную демократизацию римских народных соб- раний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались даже самые демократические трибутные комиций. На- родное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистра- тами и предварительно обсужденные в сенате, т.е. у него не было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиций. Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользо- валась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами. Сенат. В государственной жизни Рима сенат играл очень боль- шую роль. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение на- родного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Мало того, закон, принятый на народном собрании, становился законом лишь после одобрения его сенатом. Сенат таким образом контроли- ровал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении. Избранные на должность магистраты отчитыва- лись в своих действиях перед сенатом и тем самым целиком зави- сели от его воли. С IV в. до~в?-^ состав сената стал пополняться из отслуживших свой срок магистратов, которые, после сложения своих полномочий, автоматически включались в сенатский список. Этот список велся особым магистратом-цензором в строго иерархи- ческом порядке. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров, далее шли консулы, потом преторы и т.д. Созывать сенат на за- седания могли только высшие магистраты: диктатор, консулы, пре- торы. При обсуждении вопросов и голосовании мнения и голоса по- давались строго по списку. Принятое решение называлось сенатус консультом или декретом. Сенат был оплотом римской олигархии. Магистратуры. В Риме не было постоянного чиновнического ап- парата, вся исполнительная власть принадлежала выборным долж- ностным лицам - магистратам. Такими магистратами были консулы, преторы, эдилы, квесторы, избиравшиеся на один год - с 1/111 по 1/111. Только народные трибуны избирались с декабря по декабрь. Выборы происходили за 3-4 месяца до вступления новых маги- стратов в свои должности. Система римских республиканских ма- гистратур сложилась не сразу после изгнания последнего царя, а создавалась постепенно. Предполагают, что в первые годы Респуб- лики во главе исполнительной власти стоял один высший магистрат (должностное лицо) -претор (идущий впереди), которому помогал заместитель - квестор. После первого ухода плебеев на Священную гору были созданы должности народных трибунов и плебейских эдилов, их помощников. Однако существование единоличного главы исполнительной власти в лице претора казалось опасным, так как создавало возможность захвата власти с его стороны и возвраще- ния ненавистной монархии. Поэтому в середине V в. вместо одного высшего магистрата стали выбирать двух, которые пользовались одинаковой властью и управляли совместно. Они должны были со- ветоваться друг с другом и были названы консулами (от consulo - совещаюсь). Позже были созданы новые должности цензоров, выби- равшихся по 2 человека один раз в пять лет на 18 месяцев. Цензо- ров выбирали из бывших консулов. Они должны были распределить римских граждан по имущественным классам и, проверив, составить новый список сенаторов. Преторам же была передана судебная власть. В законченном виде система римских магистратур сложи- лась лишь ко второй половине IV в. до н.э. По римской конституции все магистратуры были коллегиаль- ными (2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, W 4 квестора), ежегодно переизбираемыми и неоплачиваемыми. Выпол- нение обязанностей магистрата считалось не работой, а почетом (ho- пог) и поэтому было безвозмездным. Отсутствие вознаграждения де- лало невозможным для рядовых римских граждан занимать маги- стратурные должности. Напротив, для избрания и отправления государственной должности нужно было затратить много собствен- ных денег на содержание при себе аппарата писцов, глашатаев, охра- ны, низших служащих и т.д., так как постоянного государственного аппарата не было. Поэтому магистратом мог быть избран только бога- тый человек. Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к судебной ответственности или смещен. Высшими маги- стратами считались цензоры, консулы и преторы. Консулы командова- ли армией, осуществляли высшую гражданскую власть, в то время как преторы отправляли судебную власть. Народные трибуны обладали правом <вето> в отношении решений магистратов, могли вносить законопроекты, созывать трибутные комиссии, имели право даже арестовать магистрата и опротестовать решение сената. Личность народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной. Всякий, кто оскорблял трибуна - хотя бы словами, - подлежал смерти. Власть народного трибуна была очень велика, но их было 10, и они могли обратить свою власть друг против друга, например, используя право вето, и тем самым нейтрализовать действия своих коллег. К тому же власть трибуна ограничивалась только чертой города Рима. Обязанностью эдилов было наблюдение за порядком в городе, городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство об- щественных игр. Квесторы заведывали казной, вели финансовые книги, они сопровождали консулов в военных походах, распоряжа- лись продажей пленных и военной добычи. В случае чрезвычайных обстоятельств (тяжелая война, опасные восстания или уход плебеев из Рима) назначался единоличный дик- татор и его заместитель, так называемый начальник конницы, кото- рому подчинялись все должностные лица, но диктатор не мог оста- ваться у власти больше 6 месяцев. Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.
|