Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
20.03.2019, 04:08
Главная ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ V-III ВВ. ДО Н.Э. Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [182]
400-1500 годы
Символы России [102]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [68]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [87]
“Златой” век Екатерины II [52]
Последний император [59]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [33]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [81]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [131]
Тайная история Украины [55]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [63]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [30]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [576]

Популярное
Значение церкви в раннем средневековье
Стойкие стоики
22
Алкивиад, софист на практике
Греция, взятая в плен, победителей диких пленила…
Селевкиды уходят
4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



При родовом строе государства как такового не существовало.
Государственная организация отличается от родовой тремя осо-
бенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения
(армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кров-
ному родству, а по территориальному признаку, и налогами, соби-
раемыми для содержания армии, чиновников и т. д,
Процесс возникновения государства в Риме определялся внут-
ренним развитием римского общества, но он осложнился внешним
завоеванием. В начале VI в. дон.э. этруски захватили Рим и соз-
дали свой государственный аппарат, что ускорило процесс форми-
рования государственного аппарата в Риме, общество которого уже
было расколото на классы. Этруски основали монархическое госу-
дарство во главе с царем (гех). Однако это была примитивная мо-
нархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собра-
нием, сначала собраниями по куриям, а затем по центуриям.
Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около
510 г. до н.э.) ликвидировало монархию; было установлено, что
общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старей-
шины магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма
правления (V-1 вв. до н.э.).
Высшим государственным органом считалось народное собрание.
Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заклю-
чало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апел-
ляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание
избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находи-
лась вся исполнительная власть.
В Риме собирались три вида народных собраний -комиций (от
лат. слова comitia-сходка); до реформ Сервия Туллия в середине
VI в. до н.э. народные собрания собирались только по куриям и
назывались куриатными комициями. Они были единственным видом
народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями
патрициев с сильными пережитками родового строя и не включали
плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении римского го-
сударства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и
создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем,
что в V-IV вв. до н.э. основные вопросы в римском государстве
порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и пле-
беев, значение куриатных комиций сильно упало, и решающее зна-
чение в государственной жизни приобрели собрания римских граж-
дан по центуриям, в которые входили как патриции, так и
плебеи.
Центуриатные комиций собирались высшими должностными ли-
цами - консулами за городской чертой Рима, на Марсовом поле
(Маре-бог войны). Все римские граждане выставляли 193 центу-
рия, из них самые богатые-первый класс-98 центурий, т.е. больше
половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один
голос* Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала
центурии первого класса, затем второго, третьего и т.д. Если за предло-
жение голосовало больше 50% голосов центурии, голосование пре-
кращалось, а предложение становилось законом. При подобном по-
рядке голосования все вопросы решались 98 центуриями 1 класса,
т.е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический
характер центуриатных собраний вызывал недовольство широких
слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию цен-
туриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во
второй половине III в. до н.э. была проведена демократическая
реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял
разное число центурий, и следовательно, имел неодинаковое количе-
ство голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное ко-
личество центурий - 70, а всего в Риме стали насчитывать 373 цен-
турии (5 классов по 70 == 350 +18 центурий всадников +5 центурий
ремесленников и пролетариев).
В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное го-
сударственное значение собрания плебеев по территориальным ок-
ругам - трибам (римская территория делилась на 35 территориаль-
ных округов-триб, 4 городские и 31 сельская). Первоначально
трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в про-
тивовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление по-
литического значения плебеев привело к росту государственного
авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а
затем 287 г., решения трибутных плебейских комиций признава-
лись законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях
стали принимать участие и патриции, а этот вид народного соб-
рания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве.
Трибутные комиций, связанные по своему происхождению со сход-
ками плебейских масс, с самого начала отличались демократиче-
ским характером. Все 35 триб имели независимо от состава насе-
ления один голос и пользовались одинаковыми правами. Демокра-
тический характер трибутных комиций усилился после реформ
Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торгов-
цы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписы-
ваться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сель-
ские трибы, и тем самым оказывать свое влияние на более широкую
массу населения.
Несмотря на известную демократизацию римских народных соб-
раний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии
оказывались даже самые демократические трибутные комиций. На-
родное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистра-
тами и предварительно обсужденные в сенате, т.е. у него не было
права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов
народных собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиций.
Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользо-
валась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная
сенатом и магистратами.
Сенат. В государственной жизни Рима сенат играл очень боль-
шую роль. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение на-
родного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Мало
того, закон, принятый на народном собрании, становился законом
лишь после одобрения его сенатом. Сенат таким образом контроли-
ровал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для
него направлении. Избранные на должность магистраты отчитыва-
лись в своих действиях перед сенатом и тем самым целиком зави-
сели от его воли. С IV в. до~в?-^ состав сената стал пополняться
из отслуживших свой срок магистратов, которые, после сложения
своих полномочий, автоматически включались в сенатский список.
Этот список велся особым магистратом-цензором в строго иерархи-
ческом порядке. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров,
далее шли консулы, потом преторы и т.д. Созывать сенат на за-
седания могли только высшие магистраты: диктатор, консулы, пре-
торы. При обсуждении вопросов и голосовании мнения и голоса по-
давались строго по списку. Принятое решение называлось сенатус
консультом или декретом. Сенат был оплотом римской олигархии.
Магистратуры. В Риме не было постоянного чиновнического ап-
парата, вся исполнительная власть принадлежала выборным долж-
ностным лицам - магистратам. Такими магистратами были консулы,
преторы, эдилы, квесторы, избиравшиеся на один год - с 1/111 по
1/111. Только народные трибуны избирались с декабря по декабрь.
Выборы происходили за 3-4 месяца до вступления новых маги-
стратов в свои должности. Система римских республиканских ма-
гистратур сложилась не сразу после изгнания последнего царя, а
создавалась постепенно. Предполагают, что в первые годы Респуб-
лики во главе исполнительной власти стоял один высший магистрат
(должностное лицо) -претор (идущий впереди), которому помогал
заместитель - квестор. После первого ухода плебеев на Священную
гору были созданы должности народных трибунов и плебейских
эдилов, их помощников. Однако существование единоличного главы
исполнительной власти в лице претора казалось опасным, так как
создавало возможность захвата власти с его стороны и возвраще-
ния ненавистной монархии. Поэтому в середине V в. вместо одного
высшего магистрата стали выбирать двух, которые пользовались
одинаковой властью и управляли совместно. Они должны были со-
ветоваться друг с другом и были названы консулами (от consulo -
совещаюсь). Позже были созданы новые должности цензоров, выби-
равшихся по 2 человека один раз в пять лет на 18 месяцев. Цензо-
ров выбирали из бывших консулов. Они должны были распределить
римских граждан по имущественным классам и, проверив, составить
новый список сенаторов. Преторам же была передана судебная
власть. В законченном виде система римских магистратур сложи-
лась лишь ко второй половине IV в. до н.э.
По римской конституции все магистратуры были коллегиаль-
ными (2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов,
W
4 квестора), ежегодно переизбираемыми и неоплачиваемыми. Выпол-
нение обязанностей магистрата считалось не работой, а почетом (ho-
пог) и поэтому было безвозмездным. Отсутствие вознаграждения де-
лало невозможным для рядовых римских граждан занимать маги-
стратурные должности. Напротив, для избрания и отправления
государственной должности нужно было затратить много собствен-
ных денег на содержание при себе аппарата писцов, глашатаев, охра-
ны, низших служащих и т.д., так как постоянного государственного
аппарата не было. Поэтому магистратом мог быть избран только бога-
тый человек. Во время отправления должности магистрат не мог быть
привлечен к судебной ответственности или смещен. Высшими маги-
стратами считались цензоры, консулы и преторы. Консулы командова-
ли армией, осуществляли высшую гражданскую власть, в то время как
преторы отправляли судебную власть. Народные трибуны обладали
правом <вето> в отношении решений магистратов, могли вносить
законопроекты, созывать трибутные комиссии, имели право даже
арестовать магистрата и опротестовать решение сената. Личность
народного трибуна признавалась священной и неприкосновенной.
Всякий, кто оскорблял трибуна - хотя бы словами, - подлежал
смерти. Власть народного трибуна была очень велика, но их было
10, и они могли обратить свою власть друг против друга, например,
используя право вето, и тем самым нейтрализовать действия своих
коллег. К тому же власть трибуна ограничивалась только чертой
города Рима.
Обязанностью эдилов было наблюдение за порядком в городе,
городское благоустройство, забота о продовольствии, устройство об-
щественных игр. Квесторы заведывали казной, вели финансовые
книги, они сопровождали консулов в военных походах, распоряжа-
лись продажей пленных и военной добычи.
В случае чрезвычайных обстоятельств (тяжелая война, опасные
восстания или уход плебеев из Рима) назначался единоличный дик-
татор и его заместитель, так называемый начальник конницы, кото-
рому подчинялись все должностные лица, но диктатор не мог оста-
ваться у власти больше 6 месяцев.
Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой
государственной власти в римской республике, которая получила
ярко выраженный аристократический характер.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Интересное
Россия – едина и неделима
Бой эскадрильи истребителей со смешанной группой противника
РЫЖИЙ ЛЕОНИД КИРИЛЛОВИЧ
Д м и т р и й - I (1276-1294)
В доме на Фрунзенской набережной
партия правового порядка
НАВИСАЮТ ЧЕРНЫЕ ТУЧИ

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2019
Сайт управляется системой uCoz