Каноническая (церковная) версия истории раннего христианства представляет развитие первых христианских общин как единого ре- лигиозного течения, от которого иногда ответвлялись отдельные группы заблуждавшихся и искажавших учение Христа и его апо- столов, создававших неправильные - <еретические> - толки. Впер- вые подобное освещение развития древнейших христианских общин было дано в <Церковной истории>, написанной Евсевием, еписко- пом Кесарийским в IV в.н.э. Анализ древнехристианской религи- озной литературы и свидетельства античных авторов, описывавших древнейшие христианские общины, показал полное несоответствие ртой картины с действительной историей раннего христианства. 'В конце 1 и начале II веков н.э. существовали различные об- фины верующие в Христа, но зачастую их религиозные представле- ния сильно отличались друг от друга. Никакого единого общеприз- ваниого учения о Христе еще не существовало. Отдельные пропо- ведники, переходившие из общины в общину, излагали учение Хри- ста, опираясь на различные религиозные сочинения. Одни верили в скорое вторичное <пришествие> Христа и призывали отказаться от семейной жизни и всех жизненных благ, готовясь к <концу мира>. Другие придерживались более спокойных представлений. Некоторые христиан считали, что прежде чем сделаться членом христиан- <>ой общины, вступавший в нее должен принять иудейскую религию ж совершить все принятые обряды. Против этих <иудеохристиан> внетупали сторонники проповедника Павла, настаивавшие на том, что религиозное учение Христа является заменой древнеиудейской религии, а потому новые члены христианских общин не обязаны вы- полнять иудейские религиозные обряды. В ряде общин, возникших в Сирии, Египте, Малой АЗИИ, полу- чило широкое распространение учение проповедников (Васидида, Валентина, Сатурнина, Маркиона из Понта), называвших себя <гно- стиками> (<познающими>). Смешивая положения древнеиранских религиозных представлений - борьба светлого божества неба с тем- ным началом материи, духов света - ангелов и духов тьмы, - идеа- листической греческой философии, идеи Филона о <Логосе>, пропо- ведники гностических учений считали, что в мире происходит борь- ба высшего духовного начала с творческим материальным началом, <Демиургом>, создавшим материальный мир, в том числе и человека. Но божество вдохнуло в человеческое тело бессмертную душу. Оно же посылает в земной материальный мир своих духовных послан- цев - <эонов>, одним из которых был Христос, являвшийся <Пара- клетом> (<Утешителем>) людей. Свое учение о <зонах> они на- зывали <гносисом> (познанием). Во II в.н. э. гностические учения получили широкое распространение среди членов раннехристиан- ских общин. Распространение евангельских повествований, в которых Христос изображался в виде реальной человеческой личности, вызвало свое- образную реакцию. Стараясь примирить учение гностиков с еван- гельскими рассказами, некоторые из проповедников утверждали, что воплощение <Логоса> (сына божия) в земном человеке было не ре- альным, а лишь кажущимся, иллюзорным. Сторонники этого уче- ния называли себя <докетами> '. Все вышеперечисленные группы и ряд их ответвлений вели меж- ду собою ожесточенную полемическую борьбу, в которой лишь по- степенно получали преобладание сторонники взглядов апостола Пав- ла и евангельских повествований. К концу II - началу III в.н. э. они стали считать себя единственными <истиными> - <ортодоксаль- ными> христианами, называя представителей других идеологических течений <заблуждающимися>, <еретиками>. " Древнейшие общины, верившие в <Мессию> - <Христа>, перво- начально состояли из низших слоев городского населения - рабов, вольноотпущенников, мелких ремесленников и торговцев. Лишь в конце II и особенно в III в.н. э. обострение социально-политиче- ской обстановки в Римской империи привело к появлению среди хри- стиан сначала отдельных представителей, а позднее - многих знат- ных рабовладельцев, воинов и государственных служащих импер- ской администрации. В древнейший период своего существования члены христианских общин собирались на свои молитвенные собрания в ночные или ран- пеутренние часы. Зачастую эти собрания происходили в укрытых от ' От древнегреческого <докео> - казаться. посторонних местах, загородных домах, сараях, иногда в склепах умерших членов общины, подземных кладбищах - <катакомбах>. Собиравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поуче- ния и проповеди любого, кто считал себя <орудием духа Бога>, за- читывали повествования о Христе. Заканчивались собрания скромной общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой красного вина. Собранием руководил выбранный общиной стар- шина - <пресвитер>, которому помогали служители и служитель- ницы - <диаконы> и <диакониссы>. С течением времени в крупных общинах стали появляться осо- бые хозяйственные руководители - <епископы>. До середины II в.н. э. не было никаких изображений Христа и других персонажей христианской мифологии. Во второй половине II в.н. э. появились изображения Христа в виде <Доброго пастыря>, несущего на плечах заблудшую овцу, или же в виде молодого муж- чины с длинными спускающимися на плечи русыми волосами и та- кой же бородой, одетого в розовую тунику с наброшенным на нее голубым плащом. Позднее появились изображения матери Христа с ребенком на руках, заимствованные из культов <великой матери> Христианское надгробие из катакомб Кибелы и Исиды. Стали изображать также проповедника Иоанна (<Иоанн Креститель>) и апостолов. Впервые подобные изображе- ния появились в Александрии Египетской в III в.н. э. на стенах уже специальных молельных домов, или на особых досках, украшенных цветами, перед которыми верующие ставили зажженные светиль- ники. Изменялось и положение руководителей христианских общин. Если в древнейшее время пресвитеры и епископы ничем не отлича- лись от массы рядовых членов, то по мере изменения социального состава - вступления в ряды общин состоятельных и знатных лиц,- именно из их среды стали выбираться старшины. Во второй поло- вине III в.н. э. епископы становятся единоличными руководителями общин, опирающимися на пресвитеров и диаконов. Исчезают жен- щины диакониссы, устанавливаются, согласно обычаю, специальные (белые) одежды для <клириков>, как стали называть старшин и священнослужителей. Только клирики могли проводить молельные собрания и совершать <служение> Христу. Появляются особые <праздничные> богослужения, проводимые по специальному риту- алу. Особенно торжественно отмечался в весенние месяцы праздник в честь <воскресения> Христа. Сначала изображались смерть и по- гребение Мессии, ритуал которых был заимствован из аналогичных празднеств в честь Озириса, а затем изображалась радость по по- воду <воскресения> Христа. Этот весенний христианский праздник христиане, по примеру древнееврейского, стали называть <Пасхой>. Изменилось и объяснение заключительной общей трапезы. Теперь она стала изображать мистическое единение верующих с божеством путем поедания куска тела - кусочек белого хлеба - и крови- гло- ток красного вина - бога. Изменилось и материальное положение общин. Если в конце 1 - начале II вв.н. э< единственным видом по-
полнения средств общины были добровольные взносы ее членов, то в III в.н. э. многие из общин владели землями, домами и рабами, полученными по завещаниям богатых верующих, стремившихся пу- тем крупных даяний получить после смерти вечное блаженство в по- тустороннем мире. Таким образом, к концу II - началу III в.н. э. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи об- ратить самое серьезное внимание на взаимоотношения император- ской власти и христианских религиозных объединений.
|