Трезвый и расчетливый политик, Сулла понимал, что находится в тяжелом положении. Ведь он был объявлен вне закона и подлежал казни. Ряды его сторонников в Италии были расстроены и ослаб- лены. За время отсутствия Суллы демократический порядок в Ита- лии окреп, ему оказывали поддержку многие группы населения: новые граждане, городской плебс, всадники, должники; из них можно было набрать сильную apitf^?. Сулла тоже располагал 40-ты- сячной армией. За его спиной стояли богатые восточные провинции, только что отвоеванные у Митридата. Но сердце государства - Ита- лия и западные провинции управлялись противниками Суллы. Весной 83 г. до н.э. Сулла высадился в Брундизии. После че- тырехлетнего отсутствия он вновь вступил на землю Италии, кото- рая стала ареной одной из кровопролитных гражданских войн рим- ской истории. Правительство популяров собрало две сильные армии. Консулы 83 г. до н.э. повели ее в Кампанию, где стали ожидать наступле- ния войск Суллы. Это было ошибкой. Сулла воспользовался бездей- ствием противников и, беспрепятственно овладев всей Апулией, со- здал себе хороший плацдарм для дальнейших наступательных дей- ствий. Сулла начал энергичную вербовку новых сил. Армия Суллы росла. В его лагерь привели отряды опытный Метелл Пий, молодые Лициний Красе и Гней Помпей. Свою увеличившуюся армию Сулла перевел в Кампанию. Здесь в битве с армией консула Норбана он одержал победу, а войска другого консула перешли на его сторону, соблазненные высоким жалованием и щедрыми обещаниями Суллы. Кампания перешла в руки Суллы. Зимой 83-82 гг. до н.э. военные действия прекрати- лись. Противники лихорадочно готовились к новым решающим схваткам. Сулла разделил свою армию на две части. Одна прошла в Пицен и Этрурию, а другая под командованием Суллы направи- лась на сам Рим. Основные силы демократов были сосредоточены недалеко от Рима. Здесь, близ городка Сигния, произошла кровавая битва между армией Суллы и его противниками. Армия популяров состояла из новобранцев и, хотя была превосходящей по численно- сти, не могла противостоять опытным бойцам Суллы и была раз- бита. Путь на Рим был открыт. Заняв Рим, лишенный войск популяров, Сулла устремился за противником, который сосредоточил новую армию в городе Пре- несте. Блокировав город Пренесте частью своих войск, Сулла отпра- вился в Этрурию, где разгромил сильную армию консула 82 г. до н. э> Карбона. Двухлетняя борьба Суллы за Рим приближалась к развязке. Войска противников Суллы были рассеяны и блокированы в крепо- стях. Основная масса неприятельских войск была сосредоточена во- круг Пренесте и медленно агонизировала. Но в октябре 82 г. до н.э. на помощь осажденным в Пренесте прорвалась 70-тысячная армия самнитов, которая, объединившись с осажденными, пошла на Рим. Сулле пришлось спешно стягивать на защиту Рима свои вой- ска. 1 ноября 82 г. до н.э. под стенами Рима у Коллинских ворот в смертельной схватке сразились две римские армии. Сражение было необычайно упорным, оно длилось день, ночь и следующий день. Пленных почти не было, дрались насмерть. В конце концов побе- дили сулланцы. Разгромив своих противников, Сулла стал хозяином положения. Он обратился с письмом к сенату, где подсказал этому органу, что для устройства государства нужно наделить его - Суллу - неогра- ниченными полномочиями. Сенат не мог ослушаться. Сулла был назначен диктатором на неограниченное время, как было сказано в его титуле <для издания законов и устройства государства> с не- ограниченными полномочиями. Такая магистратура создавалась в Риме впервые; до этого дик- таторов избирали лишь на срок до 6 месяцев, на их решения можно было апеллировать к народному собранию. Власть Суллы больше походила на монархическую власть, чем на власть древнего дик- татора. Получив в свои руки эту власть, Сулла прежде всего жестоко наказал своих противников и щедро наградил своих сторонников. Он приказал составить и обнародовать проскрипции-списки его про- тивников и им сочувствующих, которые объявлялись вне закона, под- лежали смерти, их имущество конфисковалось. В списки включались и просто богатые люди из-за их богатства, переходящего в казну. Убийство проскрибированного (т.е. человека, имя которого стояло в проскрипционном списке) не только не наказывалось, но даже на- граждалось. Родственники, дети и внуки проскрибированных лиша- лись прав и не могли занимать государственные должности. Террор проскрипций был ужасным, погибли тысячи людей. Сулла не ограничился террором против отдельных граждан. Он обрушился и на целые общины, племена и города. Особенно по- страдали две области Италии: Самний и Этрурия. Многие города этих областей были опустошены, лишены части своих земель, их укрепления срыты. Террористические мероприятия Суллы преследовали цель не только устрашить римлян, но и пополнить государственную казну и фонд государственных земель. После конфискаций Суллы в его руках оказались большие средства и множество земель, которыми он мог полновластно распоряжаться. Сулла щедро наградил своих сторонников (многие римские маг- наты послесулланского времени были обязаны своим богатством по- даркам Суллы). Важнейшим мероприятием Суллы была раздача земельных уча- стков своим верным ветеранам. Еще в 88 г. до н.э. Сулла обещал им земли и деньги после победы и дал их. 120 тыс. воинов-суллан- цев получили земельные участки до 30 юг. плодородной земли и превратились в обеспеченных землевладельцев. Раздавая участки земли ветеранам, Сулла достигал сразу нескольких целей: он воз- рождал мелкое землевладение и тем укреплял силу римской армии; он создавал в лице поселенных ветеранов верных приверженцев, полностью преданных ему. Если некогда аграрный вопрос использо- вался как сильное орудие демократии, то в руках Суллы он стал орудием олигархии и личной власти могущественного дикта- тора. Реформаторская деятельное^ Суллы затрагивала почти все сто- роны римского государства. Сулла не мог не видеть, что наделение правами римского гражданства почти всех жителей Италии уничто- жало основы старого полисного строя, города-государства. Если раньше Рим оставался городом-государством, границы которого ох- раняло войско - ополчение граждан, земельных собственников, а верховная власть принадлежала народному собранию тех же граж- дан, то теперь положение изменилось. Вместо города-государства Рима появилось государство Италия, вместо армии-ополчения граж- дан, собираемого от случая к случаю, возникло профессиональное войско; собрание граждан уже невозможно было собрать в силу многочисленности граждан, а представительная парламентская си- стема в древности были неизвестна. Сулла понял, что демократическое устройство Рима, за которое боролись популяры и которое было тесно связано с порядками го- рода-государства, не может решить многочисленные проблемы, сто- ящие перед римским рабовладельческим обществом. В связи с этим Сулла сделал ставку на оптиматов и, воспользовавшись неограничен- ной властью, реформировал государственный строй. В свое время (в 88 г. до н.э.) Сулла сделал ошибку, настаивая на неравноправном положении новых граждан. Этой ошибкой вос- пользовались, как известно, <марианцы> и популяры, и длительная борьба Суллы в 83-82 гг. до н.э. объясняется в значительной сте- пени тем, что новые граждане поддерживали противников Суллы. Равноправие старых и новых граждан стало фактом, и его отмена могла быть чревата новыми серьезными осложнениями. Понимая это, Сулла признал это равноправие. Тем самым было реализовано еще одно важнейшее требование популяров. Таким образом, 50-летняя внутриполитическая борьба в Риме заставила сенатскую олигархию провести некоторые важные преоб- разования, предложенные еще Гракхами, а затем их последовате- лями: раздача земель малоземельным или ветеранам, дарование прав римского гражданства жителям Италии. Однако другие важные вопросы социально-политической жизни решались Суллой и его сторонниками-оптиматами иначе, чем попу- лярами. Если Гракхи видели процветание Римского государства в развитии демократических начал, то Сулла и оптиматы стояли за укрепление олигархического строя. Реформы Суллы были направлены на усиление власти сената и ограничение власти народного собрания. Сулла наделил сенат мно- гими новыми полномочиями: он отнял у всадников судебную власть над наместниками и передал сенату, ему был передан контроль над финансами государства, была отменена цензура, а ее полномочия опять-таки присвоил сенат. Состав сената увеличивался с 300 до 600 членов за счет соратников диктатора. Сулла ограничил власть народного собрания. Из его компетен- ции были изъяты почти все судебные дела и переданы в руки постоянных судебных комиссий (по делам о вымогательствах, от- равлениях и убийствах, о государственной измене, о наследствах, об отпуске на свободу рабов и т.д.) во главе с преторами и дру- гими магистратами. Народное собрание было отстранено от заведо- вания финансами, контроль за которыми переходил к сенату. Сулла нанес удар по самой демократической магистратуре Ри- ма- народному трибунату. Все предложения трибунов должны были предварительно обсуждаться в сенате, т.е. трибунат был поставлен под контроль сената. Была повышена ответственность за произволь- ное использование права <вето>. Было постановлено, что человек, занявший должность народного трибуна, уже не может претендовать на более высокие государственные должности. Этим самым долж- ность трибуна должна была отпугивать всех демагогов и често- любцев, рассматривавших ее как этап к дальнейшей политической карьере. Сулла шел не только по пути ограничения функций народ- ного собрания и его защитника - народного трибуна: он решил за- ставить народное собрание действовать в его интересах. С этой целью Сулла отпустил на свободу 10 тысяч рабов, принадлежавших ранее проскрибироваддым, стал их патроном и направлял их действия. ти 10 тыс. вольноотпущенников (так называемых <корнелиев>), преданных Сулле, и определяли решения народных собраний. Реформы затронули и исполнительную власть римских магист- ратов. Они были поставлены теперь в тесную зависимость от се- ната, их связь с народным собранием сведена до минимума. В связи с расширившимся кругом дел Сулла увеличил число магистратов, вместо 2 преторов стали выбирать 8, вместо 8 квесто- ров - 20. Для борьбы со злоупотреблениями при выборах магистратов был установлен строгий порядок прохождения должностей; переизбрание на одну и ту же должность допускалось лишь через 10 лет. После отправления должности консулы и преторы направлялись на годичный срок в провинции в качестве наместников (пребывание в провинции могло быть продлено и на больший срок). В отличие от прошлого не позволялось консулам и преторам, пока они были в должности, отправляться в провинцию и командовать войсками. Таким образом, гражданская власть была отделена от военной. Назначение в качестве наместников бывших консулов и прето- ров наводило некоторый порядок в провинциальном управлении, так как туда посылались более или менее опытные администраторы. Сулла попытался ограничить произвол римских финансистов-всад- ников в провинциях. Всадники занимались в провинциях сбором на- логов, коммерческими операциями, ростовщичеством и, пользуясь судебной властью, разоряли и угнетали провинциалов. Сулла, пере- дав судебную власть сенату, требовал от наместников пресечения злоупотреблений римский финансистов. Формально Сулла восстанавливал древние <отечественные> по- рядки, традиционную римскую олигархическую республику, фак- тически же он своей деятельностью подготавливал условия для мо- нархического способа правления. И фактически и юридически Сулла был неограниченным прави- телем Рима. Он и пользовался своей властью, как монарх, казнил и миловал, издавал новые законы и упразднял старые, повелевал сотнями тысяч людей. Он мог без всяких объяснений казнить лю- бого римского гражданина, разрушить город, помиловать против- ника. Сулла цинично нарушал им же изданные законы, считая их обязательными для всех, кроме него самого. Вместе с тем Сулла видел, что иеограннченная, монархическая власть носит чрезвычай- ный характер, чревата многими злоупотреблениями, с которыми граждане не могут примириться. Она вызывала недовольство всех слоев населения. Холодный ум Суллы понимал, что его власть ста- новится ненавистной и нетерпимой даже его сторонникам, что сила республиканских традиций еще очень велика. Поэтому Сулла стре- мился укрепить созданные им учреждения с тем, чтобы они функ- ционировали и после его смерти. Вот почему он пытался решить некоторые назревшие государственные задачи не в духе демократии или олигархии, а в духе общегосударственных интересов. Так он отчасти решил аграрный, союзнический вопросы, укрепил исполни- тельную власть, наладил до некоторой степени провинциальное уп- равление. Хотя Сулла действовал от имени оптиматов, он провел в жизнь некоторые требования популяров, ущемляя отдельные груп- пы оптиматов. В своей деятельности Сулла опирался прежде всего на войско преданных ему ветеранов. Ветераны Суллы уже в значи- тельной степени потеряли связи с разными слоями римского обще- ства: сельским и городским плебсом, всадничеством, нобилитетом. Армия Суллы комплектовалась из всех этих слоев, но начинала вы- ступать в качестве особой политической силы, идущей за популяр- ным военачальником. Сулла первый из римских политиков исполь- зовал войско в своих интересах и интересах оптиматов, создав пре- цедент на будущее. В 79 г. до н.э. Сулла формально отказался от своей диктатор- ской власти. Вскоре, в 78 г. до н.э., Сулла скончался на 60-м году жизни. После его смерти у власти оказалась сенатская олигархия, могущество которой укрепил грозный диктатор.
|