Последним значительным и тоже неудачным мероприятием Дио- клетиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в городах и частично в армии, имело разветвлен- ную и хорошо организованную церковную администрацию. Христи- анство исповедовала часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его дочь. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утверж- денному культу двух августов, выступали против почитания древних богов, т.е. против тех основ, которые, по мысли Диоклетиана, при- верженного к древнеримским традициям, должны были идеологиче- ски объединить подданных с трудом воссоединенной Империи. Же- ' стокий гнет налоговой и военно-административной системы, установ- ленной обожествленными императорами, способствовал проявлению оппозиции к новому режиму в религиозной форме отрицания прежде всего божественности императоров. Это благоприятствовало дальней- шему распространению христианства. Но главной причиной, вызвав- шей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная админи- страция во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел в ней организацию, параллельную государственной, и, следовательно, мешающую окончательному укреплению единства государства, а по- тому - подлежащую уничтожению. Выступая против христиан, Диоклетиан мог надеяться на под- держку сельского населения, значительная часть которого поклоня- лась по-прежнему Юпитеру и другим языческим богам. Поддержи- вала Диоклетиана в его борьбе против христиан также часть рим- ской аристократии и римское жречество. В феврале 303 г. был обнародован первый эдикт против христи- ан. За ним в скором времени последовали еще три. Было запрещено отправление христианского культа. Приказывалось разрушать церкви и сжигать христианские книги. Имущество христианских общин кон- фисковывалось. Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы божественным императорам и языческим богам. В числе других это должны были сделать жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдик- ты, должны были подвергаться преследованиям, пыткам, тюремно- му заключению и даже смертной казни; их имущество конфисковы- валось. Среди высших кругов римского общества многие отреклись от своей принадлежности к христианству. Но Диоклетиан не учел того обстоятельства, что языческое население деревень, которое могло быть массовой опорой при проведении в жизнь антихристианских эдиктов, было задавлено налогами и повинностями. А большинство христиан из простого народа проявили мужество и стойкость во время гонений и этим завоевали уважение своих деревенских сосе- дей язычников, таких же несчастных, социально-угнетенных и также находившихся в оппозиции к властям. Поэтому гонения не получили сколько-нибудь значительной поддержки у массы населения. Кроме того, представители языческой интеллигенции не были едины в своих религиозных взглядах. Целый ряд восточных и западных культов сосуществовали рядом с древнеримским культом Юпитера и Юноны. Разобщенные языческие культы, группировавшиеся вокруг отдель- ных храмов, хотя и объединяли еще значительные количества верую- щих, но почти ничего не могли противопоставить христианству в организационном отношении. Несмотря на заключение в тюрьмы и казни христиане и их организации нс только не были сломлены, но приобрели большой авторитет. Этому способствовало и то, что рим- ская религия, возникшая в незапамятные времена, несмотря на все изменения, уже не соответствовала уровню и характеру социально- экономического и идеологического развития. Преследования христиан, начавшиеся в Никомедии разрушением христианской церкви, усилились в связи с внезапным пожаром, воз- никшим во дворце Диоклетиана. Особенно сильными были гонения в восточных частях Империи, на Западе они были более умерен- ными, а во владениях цезаря Констанция Хлора настолько неболь- шими, что последний даже заслужил похвалу части местных хри- стиан. В этом факте, между прочим, проявилась недостаточная со- гласованность действий соправителей и недостаточная централизован- ность Империи.
|