Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
19.04.2024, 12:12
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [76]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [74]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [56]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [88]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [79]
Дворцовые секреты [144]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [103]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [64]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [75]
Гибель Карфагена [47]
Спартак [93]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Германцы
Юний Брут, первый римский консул
Филипп Македонский. Демосфен
Аристид Справедливый Авира
Военные действия Афин до начала Пелопоннесской войны
Диоген в бочке
Сад Эпикура

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

46
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в
Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по
Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает
Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по
тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в
которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и
в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от
варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в
Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как
говорят, святой Андрей, брат Петра. Продажа автомобилей шевроле в самаре в нашем автосалоне.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он
пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним
ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет
город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,
благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где
впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где
нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как
моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в
Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их
сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И
творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и
до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все
своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были
три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их -
Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,
которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась
по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и
назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а
были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и
доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда
у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на
Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий
княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих
почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,
пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел
сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне
называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой
город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же
скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян
было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а
другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,
сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же
город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.
А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере
также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома,
говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,
говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:
поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться
волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,
черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,
- эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных
странах.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от
скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были
поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю
Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,
персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя
Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и
притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским:
бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но
приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина,
- и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог
истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на
Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.
После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было
это после - уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от
тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от
рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли
и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом
своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в
мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили
по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле
Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и
сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и
каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не
идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят
за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:
убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали
девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,
как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и
браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на
эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен
по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то
устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту
колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого
же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего,
но сами себе устанавливающие закон.
Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо
письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают
как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют
они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и
прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать
зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или
островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не
пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх
Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы
и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят
людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у
халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев
и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если
будут далеко от своей страны.
Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела
совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими
мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на
зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии
же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь
имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не
сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,
единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются
с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим
праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест.
Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же
девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь
проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков
и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих
отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое
крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы
крестились во Христа и во Христа облеклись.
По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),
стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне,
посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к
старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них:
"Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять
спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские:
"Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной
стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать
дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле
говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе
египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому
суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от
Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а
после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами
и по нынешний день.
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе
приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот
почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года,
а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430
лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала
царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до
Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от
Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего
542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения
Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор
как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря
до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до
первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37
лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти
Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 2346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
37
ВТОРОЙ ТРИУМВИРАТ. ОХОТА НА РАСПУТИНА
Маленков в годы войны
И о а н н - II (1353-1359)
П е т р - III (1761-1762)
НЕ ПОСРАМИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ! нет
К ЗАГАДКЕ ГУАНЧЕЙ

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz