Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
24.04.2024, 18:17
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [76]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [74]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [56]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [88]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [79]
Дворцовые секреты [144]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [103]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [64]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [75]
Гибель Карфагена [47]
Спартак [93]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Приготовления к войнам с саксами
Урок Атлантиды
Аравия
Гай Лициний Столон
«Война мышей и лягушек»
Тарквиний Гордый
Кир — основатель персидской монархии

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

33

А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый
князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых
апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем
Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на
Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву
творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и,
приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем
Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии,
а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек,
мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти
странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и
обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена,
чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний,
наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: "Иди снова на Русь,
и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут
чернецами". Благословил его и отпустил, сказав ему: "Иди с миром". Антоний
же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и
не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам,
ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал
пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со
слезами, говоря: "Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь
благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг". И стал
жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая
в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах,
в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося
все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему,
просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь
Ярослав, - приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний же прославлен
был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною
своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий
Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать
и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру
великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере
под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: "Это Бог
вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому
меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал - да будет благословение
на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы". И так сказал им: "Живите
же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой
горе, так как и прежде уже привык жить в уединении". И поставил им игуменом
Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и
в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в
течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом
жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла
уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли
игумен с братией к Антонию и сказали ему: "Отец! Умножилась братия, и не
можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили
бы мы церковку вне пещеры". И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и
поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И
начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет
сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и
сказали: "Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь".
Антоний же сказал с радостью: "Благословен Бог во всем, и молитва святой
Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами". И, сказав это, послал
одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: "Князь мой! Вот Бог умножает
братию, а местечко малo: дал бы нам гору ту, что над пещерою".
Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту.
Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом,
келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры
начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и
прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по
благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме,
Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на
игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского,
надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и
богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами,
постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но
достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к
святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали:
"Поставь нам игумена". Он же сказал им: "Кого хотите?". Они же ответили:
"Кого хочет Бог и ты". И сказал им: "Кто из вас больше Феодосия -
послушного, кроткого, смиренного, - да будет он вам игумен". Братия же рада
была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20.
Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим
постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал
братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил,
монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом
Георгием, - и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И
нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем - как петь пения
монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и
весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни
- все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От
того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается
монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и
вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого,
приходящего к нему, - пришел к нему и я - худой и недостойный раб, - и
принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой
год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии
Феодосия скажем после.
В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в
Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.
В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки,
и нарек имя ему Владимир.
В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при
жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот,
сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного
отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в
вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти
жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и
дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно,
слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и
брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он
вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю
Владимир, а Вячеславу Смоленск". Ищите где скачать фильмы в хорошем качестве? top09.ru - на сайте фильмы различных жанров: Боевики, Детективы, Драмы, Комедии, Мелодрамы, Фантастику. И так разделил между ними города, запретив
им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу:
"Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают". И
так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда и,
приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был... а Святослав во
Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше всех
братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава, и
отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод же
обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы пели
положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб
мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ, Жил
же он всех лет 76.

Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 2193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
СИРРУШ С ВРАТ ЦАРИЦЫ
Смерть Микояна
42
36
Общая характеристика 7-го столетия
И о а н I к а л и т а (1320-1341)
Список сокращений

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz