Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
17.01.2019, 12:12
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [77]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [76]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [57]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [89]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [81]
Дворцовые секреты [145]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [105]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [65]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [71]
Гибель Карфагена [48]
Спартак [102]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Город Авраама
Италия при Теодорихе
Нума Помпилий, второй римский царь
Христианский враг
Что общего?
25
Самуил

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

32

В год 6576 (1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев
множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И
ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и
побежали русские князья, и победили половцы.
Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе
люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского
соблазна, Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а дьявол радуется злому
убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение,
клевету. Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью,
или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными
казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам
через пророка: "Обратитесь ко мне всем сердцем вашим, в посте и плаче". Если
мы будем так поступать, простятся нам все грехи; но мы к злу возвращаемся,
как свинья, в кале греховном вечно марающаяся, и так пребываем. Устами того
же пророка говорит нам Господь: "Знаю, - говорит, - что ты жесток и шея твоя
железная", поэтому "не пустил к вам дождя, одну землю одождил, а другую не
одождил, и иссохло"; "и поразил вас зноем и различными казнями, но и тут вы
не обратились ко мне. Профессиональная детская автошкола даст подросткам все необходимые теоретические знания, а главное, научит применять их на практике. Потому сады ваши, смоковницы ваши, нивы и дубравы ваши
погубил я, - говорит Господь, - а злоб ваших не мог изничтожить. Послал на
вас различные болезни и смерти ужасные и на скот послал казнь свою, но и тут
не обратились ко мне, но сказали: "Не поддадимся". Доколе не насытитесь
злобами вашими? Вы ведь уклонились от пути моего, - говорит Господь, - и
соблазнили многих"; поэтому: "буду свидетелем скорым против врагов, и
прелюбодеев, и клянущихся именем моим ложно, и лишающих мзды наемника,
чинящих насилие над сиротами и вдовами и уклоняющих суд от правды. Почему не
покаетесь в грехах ваших? Но искажаете законы мои и не соблюдаете их?
Обратитесь ко мне - и я обращусь к вам, - говорит Господь, - и разверзу вам
хляби небесные и отвращу от вас гнев мой, пока не будет у вас всего в
изобилии и не станут истощаться ни сады ваши, ни нивы. Но вы обрушили на
меня слова ваши, говоря: "Ничтожен служащий Богу"". Поэтому: "Устами чтут
меня, а сердце их далеко отстоит от меня". Оттого, чего просим, не приемлем.
"Будет же так, - говорит, - когда призовете меня, я не стану вас слушать".
Будете искать меня в беде - и не обрящете, ибо не восхотели ходить по путям
моим", отчего и затворяется небо или, напротив, на горе разверзается, град
вместо дождя испуская или морозом плоды побивая и землю зноем томя, за наши
злодеяния. Если же покаемся в злодеяниях наших, то "как родным детям своим"
даст он нам все просимое и дождь ранний или поздний. "И наполнятся гумна
ваши пшеницею. Прольются давила винные и масляные. И возмещу вам за годы, в
которые поели у вас саранча, и жуки, и гусеницы; сила моя велика, которую я
послал на вас", - говорит Господь Вседержитель. Слыша все это, обратимся к
добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию,
не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога
нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так,
что словом только называемся христианами, а живем, как язычники. Вот разве
не по-язычески мы живем, если во встречу верим? Ведь если кто встретит
черноризца, то возвращается, так же поступает и встретив кабана или свинью,
- разве это не по-язычески? Это ведь по наущению дьявола держатся эти
приметы; другие же в чихание веруют, которое на самом деле бывает на здравие
голове! Но дьявол обманывает и этими и иными способами, всякими хитростями
отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим
ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг
друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же
бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Потому и казни
всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем
наказание за грехи наши.
Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом
бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и
собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись
по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними".
Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли
на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора
Брячислава, и сказали: "Пойдем освободим дружину свою из темницы". И
разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по
мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет
держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же
князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат
Чудина, Изяславу: "Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут
Всеслава". И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы,
отворив ее. И сказала дружина князю: "Злое содеялось; пошли ко Всеславу,
пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом". И не послушал того
князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это,
побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба - в
15-й день сентября - и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий
разграбили - бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках.
Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в
Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав
небольшую дружину, вышел против них к Сновску. И увидели половцы идущий
полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество,
сказал дружине своей: "Сразимся, некуда нам уже деться". И стегнули коней, и
одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их
побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И
возвратился с победою в город свой Святослав.
Всеслав же сел в Киеве. Этим Бог явил силу креста, потому что Изяслав
целовал крест Всеславу, а потом схватил его: из-за того и навел Бог поганых,
Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день Воздвижения Всеслав,
вздохнув, сказал: "О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил
меня от этой темницы". Бог же показал силу креста в поученье земле Русской,
чтобы не преступали честного креста, целовав его; если же преступит кто, то
и здесь, на земле, примет казнь и в будущем веке казнь вечную. Ибо велика
сила крестная; крестом бывают побеждаемы силы бесовские, крест князьям в
сражениях помогает, крестом охраняемы в битвах, верующие люди побеждают
супостатов, крест же быстро избавляет от напастей призывающих его с верою.
Ничего не боятся бесы, только креста. Если бывают от бесов видения, то,
осенив лицо крестом, их отгоняют. Всеслав же сидел в Киеве 7 месяцев.
В год 6577 (1069). Пошел Изяслав с Болеславом на Всеслава; Всеслав же
выступил навстречу. И пришел к Белгороду Всеслав, и с наступлением ночи
тайно от киевлян бежал из Белгорода в Полоцк. Наутро же люди, увидев, что
князь бежал, возвратились в Киев, и устроили вече, и обратились к Святославу
и Всеволоду, говоря: "Мы уже дурное сделали, князя своего прогнав, а он
ведет на нас Польскую землю: идите же в город отца своего; если не хотите,
то поневоле придется поджечь город свой и уйти в Греческую землю". И сказал
им Святослав: "Мы пошлем к брату своему; если пойдет с поляками погубить
вас, то мы пойдем на него войною, ибо не дадим губить города отца своего;
если же хочет идти с миром, то пусть придет с небольшой дружиной". И утешили
киевлян, Святослав же и Всеволод послали к Изяславу, говоря: "Всеслав бежал,
не веди поляков на Киев, здесь ведь врагов у тебя нет; если хочешь дать волю
гневу и погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола". Слышав то,
Изяслав оставил поляков и пошел с Болеславом, взяв немного поляков, а вперед
себя послал к Киеву сына своего Мстислава. И, придя в Киев, Мстислав перебил
киевлян, освободивших Всеслава, числом 70 человек, а других ослепил, а иных
без вины умертвил, без следствия. Когда же Изяслав шел к городу, вышли к
нему люди с поклоном, и приняли князя своего киевляне; и сел Изяслав на
столе своем, месяца мая во 2-й день. И распустил поляков на покорм, и
избивали их тайно; и возвратился Болеслав в Польшу, в землю свою. Изяслав же
перегнал торг на гору и, выгнав Всеслава из Полоцка, посадил сына своего
Мстислава в Полоцке; он же вскоре умер там. И посадил на место его брата его
Святополка, Всеслав же бежал.

Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 1434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
А л е к с а н д р н е в с к и й (1252-1263)
я р о с л а в - 3 (1264-1272)
ЗАГАДОЧНЫЙ СТАРЕЦ
Война на Африканском Роге. Боевые действия в Эфиопии
IV. Местное самоуправление
3
Хочу я снега на грудь

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2019
Сайт управляется системой uCoz